( / ! <
стория учреждении
80
образом, его собственностью стано-
вился оплаченный правительством
достаточный запас машин и сна-
рядов для производства земляных
работ в порту32;
- 14 октября 1876 года Высо-
чайше утверждается Устав Обще-
ства Путиловской железной дороги
(Закон № 56446)33. Правительством
дарована гарантия в 3 767 000
руб. серебром с возложением на
Общество «устройства пристани на
взморье у входящих ворот Морского
канала с проложением железной
дороги смежно Путиловского порта
до самой пристани, чем устройство
дамбы, ограждающей порт с се-
верной стороны, принято на счет
Правительства»34;
- за казенный счет проводятся
изыскания по спроектированному
Путиловым обводному барочному
каналу35.
Казалось, еще чуть-чуть - и
первые морские суда начнут раз-
гружаться на уже построенной
Путиловым пристани.
Но в 1878 году контрагентов
обвиняют в срыве сроков строитель-
ства Морского канала. Контракт
с ними может быть расторгнут.
Николай Иванович объясняет, что
задержка во многом произошла по
не зависящим от него причинам. С
Путиловым готовы заключить но-
вый контракт, но уже на условиях,
более выгодных для самого государ-
ства. Вводится ряд дополнительных
требований, усиливается контроль
за работой и сроками ее выполне-
ния, а главное - теперь вся техника
переходит в собственность казны.
Путилов соглашается и с такими
условиями. 19 апреля 1878 года он
подписывает новый контракт36.
Вроде бы теперь все техни-
ческие проблемы решены, но все
больше и больше идет разговоров
о том, что планируется построить
на казенные деньги порт на Гутуев-
ском острове и что это будет более
возможно, когда не осуществится
путиловский проект.
Еще в 1875 году в одной из
записок Ф. И. Энрольда о по-
ложении дела по устройству
Санкт-Петербургского Коммер-
ческого порта было сказано:
«...Устройство портовых складов и
их принадлежностей предоставлено
вполне частной предприимчиво-
сти. Кроме Общества товарных
складов и Попечительства над
делами и имуществом наследников
Д. Е. Бенардаки37, предлагающего
к продаже в казну под таможенные
склады части Гутуевского острова,
в 1874 и 1875 гг. никем не было
возбуждено переписки о возведе-
нии портовых устройств вообще в
С.-Петербурге»38.
В июле 1875 года при Мини-
стерстве путей сообщения образу-
ется Особая комиссия по оценке
части Гутуевского острова, принад-
лежащей наследникам Д. Е. Бенар-
даки. В декабре 1876 года земли
на Гутуевском острове в размере
104 900 кв. сажень, приобретаются в
казну за 2 млн рублей39. Здесь будут
размещаться таможенные склады
Министерства финансов40. (Почему-
то купить за 3,5 млн у Путилова
476 000 кв. сажень земли с уже по-
строенным зданием для таможни,
портовыми сооружениями и под-
веденной к ним железной дорогой
правительству показалось гораздо
менее выгодным предложением.)
Но чтобы добраться до складов,
надо построить «для экипажей два
новых моста через Екатерингоф-
ку»41, что ограничит движение судов
по будущему Морскому каналу.
Министр путей сообщения
К. Н. Посьет поручает Временному
управлению по устройству Морско-
го канала42 составить проект нового
выхода Морского канала в Неву, в
котором «означенные неудобства
показаниями расположения
Санкт-Петербургского морского
канала и Гутуевского коммерческого
порта. 1878-1881 (?).
Из фондов Отдела картографии РНБ
были бы устранены с сохранением,
однако же, до железнодорожного
моста нынешнего направления ка-
нала, в виде ветви канала, подходя-
щей к железнодорожным пристаням
и барочным бассейнам, проектиро-
ванным при устье предполагаемого
нового барочного канала»43.
При этом глубоководной долж-
на стать именно Северная ветвь
канала.
Временное управление пору-
чает составление проекта такого
выхода канала «вдоль северной
дамбы между островами Канонер-
ский и Надбатарейный и поперечь
этого острова дальше до фарватера
реки Невы»44 инженеру-строителю
М. Л. Фуфаевскому45. Выполненный
Фуфаевским проект был разослан
всем заинтересованным лицам.
По этому проекту взамен одной
пристани, указанной в Уставе Обще-
ства Путиловской железной дороги,
планируется устроить две: одну - на
южной стороне Морского канала,
для отвозной торговли, а другую -
на Гутуевском острове, у складов
министерства финансов, для при-
возной торговли.
Получив этот документ 7 июля
1878 года, Путилов пишет в ответ,
что теперь «будут рушиться все
предположения мои как учредителя
Общества товарных складов, все
уже состоявшиеся и имеющиеся
мои с иностранными капиталиста-
ми договоренности, расположения
корабельных и барочных бассей-
нов, связь их с барочным каналом,
устройство пристаней, а также
расстраивается и теряют свое на-
значение все сооружения, которые
я возвел, руководствуясь § 7 Устава
Общества товарных складов»46.
Зато Санкт-Петербургский
Биржевой комитет доволен. Купцы
считают, что «проектированное
изменение самое целесообразное и
наиболее удачное в интересах внеш-
ней торговли»47.
В ответе же управляющего
Морским министерством С. С. Ле-
совского48 сообщается, что великий
князь Константин Николаевич
требует созыва нового совещания
по вопросу изменения проекта
Морского канала, как это уже было
в
1874
году49.
Это совещание состоится 31
марта 1879 года.
Н. И. Путилов заранее пред-
чувствует его результаты, поэтому
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 79 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст