И
стория учреждении
Санкт-Петербургская портовая таможня. Погреба
12
января 1879 года фирма «Эдвин
Кларк, Пончард и С0» с его согла-
сия на условиях товарищеского
доверия передает ведение всех
работ по устройству Морского ка-
нала инженерам П. А. Борейше и
С. П. Максимовичу50.
Путиловский порт никому не
нужен. Теперь Николаю Ивановичу
надо думать, как отдать деньги, уже
потраченные на его строительство.
А 20 марта государь император
согласился освободить великого
князя Константина Николаевича
от председательства в готовящемся
совещании51. Константин Нико-
лаевич, по словам его близкого друга
министра народного просвещения
А. В. Головнина52, всегда умел до-
казать, что «невозможное бывает
возможным и что небывалое бывает,
если взяться с умением и выйти
из обыкновенной колеи»53. В 1855
году великий князь с помощью
Н. И. Путилова, уйдя от обыкновен-
ного бюрократического порядка, соз-
дали флотилию канонерских лодок
для усиления обороны Кронштадта
от англо-французской эскадры. Те-
перь же, с 1870 года, они пытались
создать Коммерческий порт Санкт-
Петербурга, но чиновничьи тупоумие
и корыстолюбие оказались более
грозной силой. Поэтому, возможно,
великий князь и не захотел участво-
вать в будущей комедии.
По его поручению на совещании
31 марта С. С. Лесовский заявил, что
великий князь против того, чтобы
«привлечь в столицу накопляюще-
гося ныне в Кронштадтских гаванях
иностранного торгового флота, в
ущерб порядка в городе и чтобы
не стеснить речного судоходства в
Неве»54. Но члены совещания от-
метят, что для образования порта
на новом месте «нужно некоторое
время, в течение которого торговля,
осуществляемая глубоководными
морскими судами, будет продол-
жать пользоваться существующими
на Неве и ее рукавах буянами и при-
станями, впредь до того времени,
когда на новых местах не возникнут
пристани и склады»55.
Совещание отметило также,
что протесты Путилова подлежат
особому рассмотрению министром
путей сообщения в установленном
порядке56.
Участвовавшие в совеща-
нии управляющий Морским ми-
нистерством генерал-адъютант
С. С. Лесовский и свиты его импера-
торского величества генерал-майор
градоначальник Санкт-Петербурга
А. Е. Зуров57 выразили свое особое
мнение, в котором, помимо прочего,
написали:
«Давши доступ в Неву всей
массе судов, останавливающихся
ныне в Кронштадте, нельзя не
опасаться, что обе набережные
Невы превратятся в непрерывные
выгрузные пристани, и эта краса
столицы утратится навсегда для ее
жителей; переброшенные с судов
сходни, непрерывное движение
тачек, катание товарных тюков,
смрад дыма от паровых выгру-
зочных лебедок и в этой суете
толкотня иностранных купеческих
матросов, большею частию гру-
бых и часто жаждущих пьяного
разгула, конечно, отобьют гуляю-
щим охоту приходить любоваться
видом прекрасной реки. С этим
мнением следовало бы прими-
риться, если бы не было другого
исхода; но проект торговых при-
станей на южном разветвлении
канала и другой - у Гутуевского
острова МПС, таковой же д. с. с.
Путилова доказывают, что ком-
мерция найдет на этих пристанях
все требуемые ею удобства; поэто-
му и представляется надобности
портить лучшие части Петербурга
водворением в них всего непри-
Санкт-Петербургская портовая таможня.
Здание, пакгаузы и склады
81
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 80 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст