( / ! <
стория учреждении
ятного, неразрывно связанного с
коммерческим портом.
.. Переходя
затем к вопросу о направлении ка-
нала, нижеподписавшиеся отдают
преимущество Южной его ветви,
так как была проектирована в
1874 г. Министром Путей Сообще-
ния и впоследствии Высочайше
утверждена, с тем, чтобы корабель-
ные бассейны, будут ли устроены
по проекту МПС или по проекту
д. с. с. Путилова, сосредоточивали
всю торговлю, привозную и вы-
возную, со всеми необходимыми
для нее приспособлениями, целью
которых должна быть непосред-
ственная передача грузов с кора-
блей в вагоны и обратно и с барок
в корабли, без посредства гужевой
перевозки и перегрузок. Это требо-
вание может выполниться только
при осуществлении обводного ба-
рочного канала и так называемой
Путиловской железной дороги
со всеми проектированными ее
ветвями»58.
Но радетели запуска океанских
судов в Неву проигнорировали их
возражения.
В 1879 году в Журнале Мини-
стерства путей сообщения будет
напечатан приказ № 74 от 16 июня.
Проект канала изменен. Главной
утверждается его северная ветвь -
она пройдет до Невы через Канонер-
ский и Гутуевский острова и будет
открыта уже летом 1881 года.59
ЭПИЛОГ
Корреспондент газеты «Крон-
штадтский вестник» напишет в 1882
году при осмотре работ по Мор-
скому каналу: «.Мы опять сели на
пароход и подошли к устью Черной
речки, где покойным Н. И. Пути-
ловым (Н. И. Путилов скончался
18 апреля 1880 г. Остановилось
сердце. -
Авт .)
предполагался
порт. Здесь все носит следы опу-
стения и разрушения: затея видимо
не удалась. Мавзолей с надписью:
“закладка товарных складов совер-
шена 21 мая 1871 года”, наглядно
поучает, что и большие предприятия
гибнут.»60
В 1885 году произойдет очень
торжественное открытие всего ка-
нала. В честь этого события будет
установлен монумент и выпущена
медаль с барельефами трех импе-
раторов - Петра I, Александра II и
Александра Ш.
Монумент в честь открытия канала.
С обложки брошюры
«С.-Петербургский морской канал.
1878-1885»
И вот теперь по долгожданно-
му каналу морские суда, миновав
Кронштадт, смогут подойти к са-
мой Неве, где, кроме небольшой
Гутуевской пристани, имеется
еще «столь много и столь пре-
красных капитальных товарных
помещений. Громадные амбары и
погреба таможенного ведомства,
выстроенные на Васильевском
острове; принадлежащие городу,
тоже громадные, магазины - для
льна и пеньки, масляные, поташ-
ные, соленые, селедочные и т. д.;
наконец целые ряды амбаров ка-
лашниковой пристани.»61
Но в основном иностранные
торговые суда, пришедшие в Санкт-
Петербург, будут тесниться вдоль
набережной от Морского канала до
Николаевского моста.
В 1887 году в газете «Новое вре-
мя» был напечатан ряд статей, в ко-
торых говорилось о «тех громадных
потерях, которые ежегодно несет
русская отпускная торговля, несмо-
тря на то, что со времени открытия
Морского канала прошло уже более
трех лет. Многомиллионные затра-
ты государственных сумм не дают и
малой доли тех выгод, какие могли
бы приносить, если б благоустрой-
ство порта доведено было до конца,
т. е. давало бы возможность грузам
отпускной торговли переходить
прямо с волжских барж и вагонов
железной дороги в океанские па-
роходы»62.
Канал построен и уже несколько
лет как торжественно открыт. Не-
понятно только, для чего он нужен
и что с ним делать дальше? Почему
ничего не меняется к лучшему?
Морской канал Санкт-Петер-
бурга оказался каналом, ведущим
в никуда!
Правда, еще в 1884-м прозвуча-
ло несколько странноватое замеча-
ние купца Ф. А. Гоха63 в его очерках
о Морском канале:
«Вместо того, чтобы говорить
о предстоящем важном событии -
официальном открытии “Гутуевско-
го бассейна” и “прохода в Большую
Неву” говорят о необходимом соо-
ружении какого-то “нового бассей-
на”, “нового канала” и т. п.
Не безъинтересным было бы
привести здесь из архива мотивы,
которые высказывались десять лет
тому назад за проект покойного
Путилова, т. е. за южное направле-
Медаль «В память открытия Санкт-Петербургского Морского канала»
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 81 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст