И
стория учреждении
ние канала, а затем соображения,
в силу которых, много лет спустя,
проект Путилова был отвергнут
и было приступлено к сооруже-
нию северного рукава канала, как
соединительного пути с мор скою
таможнею, и Гутуевского бассейна,
как отдельного порта.
..»
(выделено
нами. -
Авт.)
И как он тут же сам замечатель-
но продолжает:
«Яне могу допустить, что наши
инженеры сделали тогда во всех
своих планах и вычислениях столь
необыкновенные ошибки, чтобы
теперь, - по прошествии многих лет
и после затраты многих миллионов, -
совершенные сооружения не представ-
ляли бы из себя вполне законченную
работу, и чтобы эта последняя не
имела цены без сооружения каких-
то новых бассейнов и водяных по-
строек, о которых мы должны еще
озаботиться и на исполнение которых
потребуются еще многие годы
»64
(выделено нами. -
Авт ).
Сейчас уже 2010 год. Нам ка-
жется, что мы попытались ответить
на вопрос купца Гоха, заданный им
126 лет тому назад.
Р. 8. Если взять карту Санкт-
Петербурга, то можно увидеть, что
Морской коммерческий порт рас-
полагается именно на том месте, где
его спроектировал и начал строить
Николай Иванович Путилов. Веч-
ная ему память!
План Санкт-Петербургского порта с показанием предположенного
членам Особой комиссии инженером Н. И. Вознесенским
дальнейшего развития сего порта
1
Константин Николаевич Романов (1827-1892) - второй сын российского императора Николая I, великий князь, Его Импера-
торское Высочество, генерал-адмирал (1831). Один из наиболее последовательных сторонников либеральных реформ Александра II.
С 21 января 1853 года вступил в управление морским министерством. С 1855 года управлял флотом и морским ведомством на правах
министра. В 1865 году назначен Председателем Государственного совета, в этой должности оставался до 1881 года.
2
Морское министерство было образовано в 1802 году, одновременно с учреждением других министерств, под названием Мини-
стерство морских сил. Название Морское министерство получило в 1815 году. В 1917 году во время революции морское министерство
было ликвидировано.
3 Записки князя Д. А. Оболенского. 1855-1879 / Отв. ред. В. Г. Чернуха. СПб., 2005. С. 169.
4 Николай Иванович Путилов (1820-1880) - дворянин, действительный статский советник, инженер, предприниматель. В 1871
году начинает строительство Морского порта, а в 1874 - Морского канала от Кронштадта до Петербурга.
5 Павел Матвеевич Обухов (1820-1869) - русский потомственный дворянин, действительный статский советник, горный инже-
нер, ученый-металлург, открывший способ получения высококачественной стали. Основатель крупного производства литой стали и
стальных орудийных стволов в России, выдающийся патриот. Русский мастер стального оружия, создатель самых надежных в мире
стальных пушек.
6 Сергей Григорьевич Кудрявцев (?-1865) - купец 1-й гильдии, коммерции советник, известный на флоте как дельный и безуко-
ризненно честный подрядчик.
7 Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ-П). Т. 45. СПб., 1870. С. 326-331.
8 ПСЗ-П. Т. 46. СПб., 1871. С. 623-635.
9 См.: Всемирная Иллюстрация. 1871. Т. 6. № 153. С. 367.
10 Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890) - граф, государственный деятель. С января 1862 года министр финансов. В июле
1878 года получил согласно его просьбе увольнение от должности.
11 Алексей Павлович Бобринский (1826-1894) - граф, генерал-лейтенант, член Государственного совета (1871-1874), с 1856 года
флигель-адъютант при императоре Александре II, министр путей сообщения (1872-1874).
12 15 июня 1865 года император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. После Октябрь-
ской революции при формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). В 1946
году Народный комиссариат путей сообщения был преобразован в МПС СССР. 20 января 1992 года образовано МПС Российской
Федерации.
13 См.: Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее - ЦГИА СПб.). Ф. 1705. Оп. 1. Д. 3. Л. 12-13об.
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 82 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст