локада Ленинграда
ОТ РЕДАКЦИИ:
О работе кинодокументалистов в годы Великой Отечественной войны, а тем более - в годы блокады Л е-
нинграда написано до обидного мало. Даже в специальных книгах для будущих кинематографистов, студентов
ВГИКа, и даже в четырехтомнике по истории кино в нашей стране документалистам уделено буквально
несколько страниц. Тому есть и объективные причины: очень много кинолент, созданных в прифронтовой
обстановке, не сохранились. Тем больший интерес вызывают свидетельства самих кинодокументалистов.
В архиве драматурга, очеркиста и критика, участника обороны Ленинграда Н. А. Сотникова чудом сохра-
нился отчет, написанный им для Союза писателей. С некоторыми страницами того документа блокадной
поры мы и хотим вас познакомить.
Подготовка текста Н. Н. Сотникова
Кинолетопись (блокадных дней"
Н
. А . С о т н и к о в
...В годы войны мне пришлось
заниматься исключительно кино-
документалистикой. Перед самым
уходом на фронт в народное ополче-
ние мы с режиссером П. И. Палеем
завершили киноочерк «Народный
учитель» о том, как сельский учи-
тель Савельев вместе со своими
учениками создает фольклорный
ансамбль, собирает старинные
песни, дает вторую жизнь забытым
было народным пляскам и хорово-
дам. Сама жизнь завершила за нас
этот фильм - учитель уходил на
фронт. Проводы его на фронт мы и
успели заснять.
После того, как я поварился в
боевом котле 13-й стрелковой диви-
зии, той самой, в которой зародилось
снайперское движение, я сходу смог
подключиться к работе режиссера
С.
И. Якушева над фильмом «Снайпе-
ры». Специально отыскивать необхо-
димый материал мне не пришлось -
он был, если так можно выразиться,
моей повседневностью. Буквально
на моих глазах прогремели первые
снайперские выстрелы Ф. Смолячко-
ва, А. Говорухина, Н. Остудина и дру-
гих прославленных снайперов Ленин-
градского фронта. Съемки велись на
переднем крае. Где-то мы прибегали к
услугам пиротехников, но в основном
это строго документальные кадры, да и
сама обстановка создавала суровый и
мощный фон для нашей кинокартины.
Это было в 1942 году.
Второй фильм, на сей раз соз-
данный в содружестве с режиссером
В. М. Соловцевым, - «Прорыв бло-
кады Ленинграда». Фильм снимался
по горячим следам боевых действий.
Славно поработали наши киноопе-
раторы! Они навсегда оставили для
истории прорыв мощных оборони-
тельных линий фашистов на Неве,
штурм Шлиссельбурга, красное
знамя, поднявшееся над старинным
собором в Шлиссельбурге, послед-
ние выстрелы «Орешка», - Шлис-
сельбургской крепости, пробывшей
почти два годы во вражеской осаде.
А дальше - бои за рабочие поселки,
за Синявино и, конечно, соединение
и единение двух фронтов - Ленин-
градского и Волховского.
Вся организаторская работа и
монтаж принадлежал и Соловцеву,
а мне - дикторский текст и участие
в планировании съемок, что для сце-
нариста, особенно документалиста,
очень важно - именно так порою и
пишется сценарий, в действии!
Прежде, чем рассказать о тре-
тьем фильме, надо сделать не-
большое отступление. В 1939 году
по моему сценарию режиссером
В. Н. Николаи снимался научно-
популярный киноочерк «Архитек-
тура Ленинграда». Особое место в
том фильме заняли памятники рус-
ской военной славы. И вот теперь
эта красота - в осаде, в осаде - и
искусство, и природа. Они страдают
от врага, но они и борются с врагом,
возвышая души наших воинов. И
вот мы с режиссером М. М. Клигман
показываем Ленинград как «Город
русской военной славы». В какой-то
степени этот фильм - вторая, автор-
ская редакция фильма, созданного
до войны, но в этой кинокартине
немало и нового. Вообще, этот при-
мер поучителен для меня как автора
сценария. Он мне доказал, что мож-
но и предыдущую работу включить
в боевой сегодняшний день.
Таким образом, за годы Отече-
ственной войны мною сделано четы-
ре киноочерка. А сейчас я работаю
над пятым - почти готов сценарий
фильма «Природа в осаде». Мне
показалось очень заманчивым за-
глянуть в творческую лабораторию
ленинградских ученых. Как жили
они в дни блокады? Не отложили
ли в сторону свои научные труды?
Не согнули ли их тяготы блокадного
быта? Нет и еще раз нет! Они продол-
жали пытливо наблюдать все явления
природы в тех отчетливых пределах,
которые очерчивались границами
Зоосада, Ботанического сада и Инс-
титута имени академика Комарова.
Но, повторяю, сценарий еще в работе,
а о незаконченных произведениях
говорить преждевременно.
Была и еще одна работа, на
первый взгляд, неприметная, но
необходимая и постоянная. Все эти
годы я был редактором выпусков
«Ленинградской кинохроники», пи-
сал тексты для дикторов, принимал
участие в планировании.
Вся моя работа в кино совме-
щалась с основной - военного
корреспондента в дивизионных
газетах - 4-й гвардейской дивизии
народного ополчения, в 109-й. В
этих газетах я опубликовал сотни
корреспонденций, статей, очерков,
заметок, репортажей. Работая на
переднем крае обороны Ленинграда,
я еще осенью 1941 года начал вы-
пускать «Окопные тетради», или,
как их называли порою, «Окопные
журналы». Тут все было довольно
просто. Прихватив из дома несколь-
ко ученических тетрадей, я принес
их на передовую и попросил бойцов
и командиров записывать в них
самое интересное, самое памятное.
Записал - передай товарищу. Он
твой текст прочтет, от себя до-
бавит, и дальше пойдут гулять по
окопам живые, буквально на глазах
у читателей рожденные журналы.
Все в них было: и общественное,
* Текст печатается в сокращении.
85
История Петербурга. № 2 (54)/2010
предыдущая страница 84 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №54 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст