П.
ерсонажи истории
32
Первые выступления Дж. Гейн-
ца в Москве проходили в саду «Эр-
митаж» на Божедомке и на катке
Зоологического сада. «Русские
ведомости» сообщали, что знаме-
нитый конькобежец из Нью-Йорка
дал несколько представлений и, не-
смотря на неожиданную оттепель,
продемонстрировал московской
публике свое уникальное искус-
ство катания на коньках, полное
свободы и грации. Очевидец вы-
ступления Гейнца в Петербурге
Вячеслав Срезневский вспоминал:
«...катание Гейнца представлялось
тогдашним русским конькобежцам
каким-то откровением: изумитель-
ная легкость и непринужденность
выполнения весьма сложных фигур,
необыкновенная грация движений
оставляли в зрителях неизгладимое
впечатление»4.
Первый российский олим-
пийский чемпион Н. А. Панин-
Коломенкин писал, что «амери-
канский фигурист Джексон Гейнц
создал современную форму ис-
кусства катания на коньках. Его
манера катания, совершенно ис-
ключительная по красоте и есте-
ственной легкости, ритму и музы-
кальности движений, развивалась,
по-видимому, вполне самобытно.
..
Кроме того, в области техники
именно он показал впервые в Ев-
ропе, что ход зависит не только от
инерции после толчка, но что при
каждом повороте корпуса, связан-
ного со сгибанием и разгибанием
в колене опорной ноги, можно
получать новое поступательное
движение. Этот важный принцип
всех приемов Гейнца оказался
фактором неоценимого значения.
Но самая большая заслуга Гейнца
была в том, что он как истинный
художник, вполне обладал чув-
ством меры, категорически пре-
граждавшим ему путь к крайно-
стям; он понимал, что эстетическая
сторона не должна подавляться
чисто спортивно-технической сто-
роной, что точность, уверенность
и быстрота должны сочетаться с
красотой, свободой и естественно-
стью, и сумел поднять свое испол-
нение на ступень действительного
искусства, непреодолимо заражав-
шего зрителя своей эмоционально-
стью. Благодаря этому он показал
изумленным европейцам совер-
шенно неожиданные возможности
исполнения связанных последо-
Дик Баттон, олимпийский чемпион
1948 и 1952 гг, лучший фигурист
XX столетия.
Фото М. Стокмана
вательностей, стремительнейших
фигур и элегантных ритмических
танцев в красивейших постанов-
ках и грациознейших движениях
тела.
.. Влияние его искусства было
колоссально. Оно послужило тем
толчком, который вызвал огром-
ный качественный скачок вперед
и привел впоследствии к образо-
ванию новой формы проявления
искусства - к международному
стилю.
..»5.
Так, в фигурном катании на
коньках появился новый стиль, ко-
торый впоследствии станет между-
народным. Его основатель умер от
туберкулеза в 1879 году в небольшой
финской деревушке Гамла-Карлеби
(Gamla-Karleby). Фигурист про-
жил довольно короткую, но яркую
жизнь. На его могиле сохранилась
надпись, не требующая перевода:
«The American Skating King»6.
Пегги Флеминг, олимпийская чемпионка 1968 года.
Фото из альбома
«Olympische Winterspiele Grenoble 1968». Sportverlag. Berlin, 1968. Р. 95.
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 31 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст