П.
ерсонажи истории
38
сии каждый пианист мечтает сыграть
ее с оркестром - с таким как, напри-
мер, Академический симфонический
оркестр Санкт-Петербургской фи-
лармонии, которым много лет бле-
стяще руководит маэстро Александр
Дмитриев10.
В 1998 году в Санкт-Петербурге
на Международном музыкальном
фестивале «Мир Гершвина» (к
100-летию со дня рождения ком-
позитора) петербуржцам посчаст-
ливилось услышать в исполнении
американского пианиста Орина
Гроссмана (Orin Grossman) «Рап-
содию в блюзовых тонах» и Вто-
рую рапсодию (в Большом зале
филармонии). В программе кон-
церта была также симфоническая
поэма «Американец в Париже». И
кто знает - если бы Гершвин смог
приехать в Санкт-Петербург,
не
любовался ли бы он нашим горо-
дом больше, чем когда-то любовал-
ся Парижем?
Наконец, опера «Порги и Бесс».
..
Особо чтимая профессиональными
певцами, дирижерами, любителями
музыки, она неоднократно обошла
Земной шар, прозвучав на лучших
подмостках мира. В декабре 1955 года
труппа актеров-афроамериканцев
«Эвримен опера» («Everyman Opera»)
подарила Ленинграду премьеру
«Порги и Бесс».
Совершить в те годы такую по-
ездку было очень нелегко, и в книге
Трумена Капотэ11 «Музы слышны»12
(«The muses are heard») описан весь
нелегкий, подчас шокирующий путь
осуществления этих гастролей. В
юмористическом тоне автор опи-
сал перипетии премьеры «Порги и
Бесс» в СССР:
«Опера Гершвина, если глянуть
на нее в микроскоп диалектики,
прямо-таки кишит микробами, к
которым у нынешнего русского
режима13 острейшая аллергия.
Во-первых, она до крайности эро-
тична - а это не может не вызвать
смятения в стране, где законы до
того чопорны, что за поцелуи в
общественных местах грозит арест.
Во-вторых, она страшно богобо-
язненна: на каждом шагу подчер-
кивается необходимость веры в
горний мир и рассказывается, как
помогает человеку религия («опиум
для народа»). Далее, в ней некритично
рассматривается вопрос о суевериях
(см. «Песню Глупца»). Но главное -
там во всеуслышание поется, что
Дж. Гершвин
люди могут быть счастливы, когда у
них «изобилие ничего», - а это уже
анафема.
Министерство культуры все это,
безусловно, учло, но решило, что
пилюля - а это явно была пилюля -
вдоволь подслащена. В конце концов,
простонародные радости - просто-
народными радостями, а положение
американских чернокожих в «Порги
и Бесс» - нищей, угнетенной расы,
зависимой от жестоких белых южан
и сегрегированной в гетто Кэтфиш
Роу, - нельзя было бы изобразить
приятнее для Министерства культу-
ры, даже поручи оно это кому-нибудь
из своих. В силу всех этих соображе-
ний летом 1955 года министерство
уведомило Эвримен-оперу, что готово
предоставить ей красный ковер»14.
Жители Ленинграда, узнав о
предстоящем американском спек-
такле, стояли у касс огромными
толпами. Успех «Порги и Бесс» был
необыкновенным, неописуемым. По
окончании оперы овации длились
более десяти минут, а газеты пестре-
ли восторженными отзывами вроде:
«Ленинград в восторге от “Порги и
Бесс”», «одно из интереснейших со-
бытий театрального сезона», «сног-
сшибательный успех», «прекрасно
сыгранный спектакль, яркий, пол-
ный движения и музыки.
..»; писали
о громадном спросе на билеты и о
десятиминутной овации.
Но главное, что вместе с оперой
«Порги и Бесс» будто сам Джордж
Гершвин перенесся в Ленинград через
мосты вечности - мосты искусства. И
Айра Гершвин, прибывший вместе с
труппой в город, где когда-то встре-
тились их родители, мог ощущать это
фантастическое присутствие своего
гениального брата.
Спустя десять лет «Порги и
Бесс» поставили в Таллинне (тог-
да столице Эстонской ССР), где
партию Порги исполнил выдаю-
щийся певец Георг Отс15, затем
опера прочно вошла в репертуар
Ленинградского Малого театра
оперы и балета (ныне - Михай-
ловский театр), неоднократно шла
также в Музыкальном театре им.
Станиславского и Немировича-
Данченко (в Москве). Арии из оперы
Дж. Гершвина «Порги и Бесс» до
сих пор постоянно числятся в ре-
пертуарах российских, и особенно
петербургских певцов.
АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕБЕДЬ
НАД РУССКОЙ
СУБМАРИНОЙ
В августе 2000 года в водах Ба-
ренцева моря произошла трагедия
с подводной лодкой «Курск», когда
погибли десятки молодых моряков
и их командиры. В те дни, находясь
далеко от места гибели лодки в сво-
ем уютном благоустроенном доме,
еще ничего не зная о происшествии,
известный американский компози-
тор Д. Эберхард работал над новым
сочинением.
..
. Деннис Эберхард родился в
Кливленде, штат Огайо (Cleveland,
Ohio) в 1943 году, получил образова-
ние в Кливлендском Музыкальном
институте (Cleveland Institute of
Music), учился также в Университете
Кента (University of Kent) в Англии,
в Университете Иллинойса в Урбана-
Шампейн (University of Illinois at
Urbana-Champaign), и затем в Вар-
шаве в Институте им. Фридерика
Шопена. Учителями Денниса были
известные музыканты, такие как
Сальваторе Мартирано16, Влодзимеж
Котоньский17 и другие.
Несмотря на недуги, которые
постоянно мучили музыканта после
тяжелого полиомиелита, перенесен-
ного в детстве, Эберхард обладал
невероятной силой духа и энергией.
В 1969-1972 годах он работал в
студии экспериментальной музы-
ки Университета штата Иллинойс,
писал для кино и театра. В 1973
году под эгидой Государственного
департамента США поехал на два
года в Польшу, где гастролировал
с концертами из собственных со-
чинений, а также исполнял про-
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 37 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст