П
ерсонажи истории
50
сказали чешские солдаты, а почти
тысяча и были они разбросаны
небольшими группами по разным
местам Урала и Сибири.
Эти ребята оказались членами
одной из таких же летних детских
колоний, в каких недавно работали
сами Сваны, поэтому их называли
«колонистами».
Отправленные в Миасс на лет-
ние каникулы после трудной зимы
1917-1918 годов, колонисты оказа-
лись отрезанными от возможности
вернуться к началу учебного года в
Петроград и остались практически
без средств к существованию, без те-
плой одежды и надежной крыши над
головой. Воспитатели героически
пытались бороться за выживание
детей, в том числе и собственных,
которых они взяли с собой, спасая
от тягот петроградской жизни.
Местные благотворители чем
могли помогали попавшим в беду
детям, но помощь эта носила не-
регулярный характер и не могла
продолжаться бесконечно. Тогда
воспитатели распределили ребят
небольшими группами по разным
деревням и крестьянским хозяй-
ствам, позволив старшим самим
зарабатывать себе на пропитание.
Но приближалась зима, и рабочие
руки уже не особенно нужны были
крестьянам, а просто так кормить
чужих детей они не хотели. Стар-
шие девочки уже получали недвус-
мысленные предложения принять
конфеты и сахар от солдат, выздо-
равливающих в местном госпитале.
Воспитатели были в отчаянии, и
Сваны поняли, что надо действовать
быстро и решительно.
В Американском отделении
ИМКА, которое само не располага-
ло средствами для помощи такому
количеству детей, Сванам посовето-
вали обратиться к Американскому
Красному Кресту (АКК), который
был организацией несравненно
более мощной, и уже начал активно
действовать на территории воюю-
щей России. Представительство
АКК находилось во Владивостоке.
Туда и была срочно отправлена
телеграмма с описанием ситуации
и просьбой о помощи.
..
Помощник главы Сибирской
комиссии АКК Райли Аллен был
очень взволнован, получив теле-
грамму от ИМКА и сведения от
своих сотрудников на Урале. Как и
Сваны, он любил детей, хотя своих
не имел. Жена его оставалась в Го-
нолулу (Гавайи), откуда он недавно
прибыл, отказавшись от должности
редактора популярной газеты и от
отличных карьерных перспектив.
Журналистское чутье подсказывало
ему, что именно в далекой России
его ждут великие дела. Сейчас судь-
ба давала ему такой шанс - взять
на себя ответственность за сотни
чужих жизней и, может быть, со-
вершить главный поступок в соб-
ственной жизни.
Не сразу сумел Аллен убе-
дить администрацию АКК взять
русских детей под свое крыло. Но
однажды Сваны получили долго-
жданную телеграмму, которая гла-
сила: «Обо всех детях позаботится
американский красный крест тчк
встречайте первых представителей
омске и получите деньги и одежду
для детей»8.
Вскоре Сваны стали офици-
альными представителями АКК и
с головой ушли в новое дело. Же-
лезнодорожный состав с грузами от
АКК, необходимыми для колонии,
прибыл в Омск, и оттуда товары
нужно было доставить колонистам.
Сваны справились с этой задачей.
Труднее пришлось с пробле-
мами воспитания. Одна из групп
колонистов к зиме 1918-го года ока-
залась в городе Петропавловске, на
границе с Казахстаном. Мальчишки
поначалу ходили в местные школы,
но вскоре они закрылись - здания
передавали госпиталям. Подростки,
оставшись без дела, совсем отбились
от рук - начали курить, попробо-
вали спиртное, не гнушались во-
ровством продуктов на рынке. Их
пожилой воспитатель не справлялся
с ситуацией. На помощь ему пришел
Сван, назначенный начальником
Петропавловской группы. А на по-
мощь самому Свану пришла.
му-
зыка. Не раз уже она помогала ему
преодолевать трудности, отвлекала
от тяжелых мыслей, не позволяла
предаваться унынию. И на этот раз
именно музыка оказалась спаси-
тельным средством.
Сван случайно узнал, что один
из самых непослушных мальчишек,
Ваня Семенов с удовольствием
играет на балалайке. Колонисты, и
особенно колонистки очень любили
Н. Метнер, А. Сван и А. Метнер.
Сент. 1948 г
Фото из книги Н. К. Метнер.
Воспоминания. Статьи.
Материалы Сост. - ред., вступ. статья,
комментарии и указатели
З. А. Апетян - М.:
Сов. композитор, 1981.*
петь и танцевать, и любой аккомпа-
немент был для них хорош.
Разговорившись с Ваней, Сван
предложил ему ни больше, ни
меньше, как создать. оркестр. Ваня
не мог поверить своим ушам. Он
действительно был очень музыкаль-
ным мальчиком и мечтал научиться
хорошо играть на каком-нибудь
инструменте, но о каком оркестре
могла идти речь, когда все они ходи-
ли оборванные и полуголодные?
Однако новый воспитатель Аль-
фред Альфредович явно не шутил.
И вскоре в колонии появились на-
стоящие музыкальные инструмен-
ты. Американский Красный Крест,
уже потративший на незапланиро-
ванное предприятие немалую сум-
му, согласился выделить деньги и на
это, вовсе не жизненно важное дело.
В колонии появились мандолина и
гитара, несколько духовых инстру-
ментов и даже прекрасный контра-
бас итальянской работы, правда без
смычка. Но Ваня быстро научился
играть на нем просто пальцами, как
на гитаре.
Организация оркестра, обуче-
ние юных музыкантов, репетиции,
требовавшие определенной дисци-
плины и умения подчиняться ди-
* Автор благодарит Л. Л. Ковалеву-Огороднову, которая помогла найти это редкое
фото.
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 49 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст