еизвестное об известном
Л. И. Амирханов
Америка России
подарила пароход
Америка России подарила пароход.
Много шума, много дыма и ужасно тихий ход.
54
Этот куплет звучит в смеш-
ном, но насквозь лживом фильме
«Волга-Волга». Впрочем, другого
от советского кино 1930-х ждать не
приходилось. Отношения наших
стран не всегда были простыми и
открытыми. Хотя начиналось все
очень хорошо. Во время войны
за независимость Россия заняла
весьма благожелательную пози-
цию по отношению к Америке и
возглавила в 1780 году так на-
зываемую Лигу нейтралов. В нее
вошли ряд стран, выступивших
против тех, кто пытался поме-
шать им торговать с Америкой.
Вспомним и одну из крупнейших
сделок - продажу Аляски. С тех пор
наше взаимодействие развивалось
в разных направлениях. Одно из
них - судостроение.
К началу Первой мировой во-
йны Российский военный флот
был одним из сильнейших. Однако
эта сила создавалась не только на
верфях Санкт-Петербурга и Нико-
лаева, но и на заводах Америки, Ан-
глии, Германии и Франции. С одной
стороны, Россия воспользовалась
опытом передовых судостроитель-
ных стран, с другой - русский флот
представлял собой удивительное раз-
нообразие типов кораблей. Северо-
Американские Соединенные Шта-
ты были одной из первых держав,
начавших осваивать «русский
судостроительный рынок».
Великий князь Константин
Николаевич (1827-1892) - второй
сын императора Николая I (и один
из инициаторов продажи «ненуж-
ной» Аляски), всего лишь год назад
ставший Управляющим Морским
министерством России, отметил
свое тридцатилетие 9 сентября 1857
года закладкой винтового фрегата
«Генерал-Адмирал». Корабль стро-
ился в Америке на судостроитель-
ной фирме Уильяма Генри Уэбба
(William Henri Webb)1. Американцы
строили новый фрегат по своим
чертежам, и от русских кораблей
он отличался размерами и, главное,
стремительными обводами корпуса,
такими же, как у быстроходных
клиперов.
Первый командир фрегата бу-
дущий морской министр, а пока
капитан 1-го ранга И. А. Шестаков,
наблюдавший за постройкой, счи-
тал своей главной задачей внести
в конструкцию корабля все по-
следние достижения американской
промышленности. О полномочиях
Шестакова можно судить по пись-
му, подписанному Константином
Николаевичем: «.
..Одобряя вполне
намерение Ваше осмотреть механи-
ческие заведения в Соединенных
Штатах, я разрешаю Вам покупать
по собственному выбору и сообра-
жению Вашему машины, которые
могут быть пригодны и полезны для
наших Адмиралтейств и коих при-
обретение не потребует особенно
значительных расходов»2.
Предприимчивые американцы
весьма быстро узнали о широких
возможностях Шестакова и начали
наперебой предлагать ему разного
рода машины и приспособления:
для сверхбыстрой погрузки угля,
чудо-станки для изготовления шты-
ков, самодвижущуюся пожарную
машину.
.. Именно эта машина, по-
строенная инженером Дж. С. Кэри
(J. C. Kary), изображена на фоне
фрегата «Генерал-Адмирал». Сам
Дж. Кэри, если верить надписи на
паспарту, изображен третьим слева.
Фотография сделана, скорее всего,
в октябре 1858 года на заводе «Но-
велти Айрон Уоркс» (Novelty Iron
Works), где происходила достройка
фрегата. Это событие состоялось
ровно через год после закладки и,
Самодвижущаяся пожарная машина С. Кэрри на фоне винтового фрегата
«Генерал-адмирал». С.-А.С.Ш.
1858 г.
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 53 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст