еизвестное об известном
56
Пароход «Европа» под флагом Добровольного флота
в Ревеле (ныне Таллинн).
Конец 1880-х гг.
полностью подтвердилось во время
Русско-японской войны 1904-1905
годов.
Упоминавшийся выше поход
русской эскадры С. С. Лесовского
в Америку имел огромное значение
в формировании дружеских отно-
шений между двумя странами, раз-
деленными огромными океанами.
В 1866 году состоялся ответный
визит - в Кронштадт прибыл оке-
анский монитор «Миантономо»
(Miantonomoh). Это был не первый
и далеко не последний визит аме-
риканских кораблей в нашу страну.
Например, в 1819 году Кронштадт
посетил американский пароход
«Саванна», а в 1911 у нас гостила
американская эскадра линейных
кораблей.
Для российских кораблестрои-
телей визит «Миантономо» был
знаковым событием, ведь первые
русские мониторы типа «Ураган»
строились по американским ана-
логам, мониторам типа «Пассэк»
(Passaic)4. Успешное преодоле-
ние Атлантики показало, что при
правильной постановке военно-
морского дела низкобортные мо-
ниторы могут иметь огромное зна-
чение в защите побережий.
Тем временем благодаря уси-
лиям Л. П. Семечкина взаимоот-
ношения России и Америки на
судостроительной почве получили
новое развитие. Леонид Павлович
был не только теоретиком крей-
серской войны, но весьма предпри-
имчивым человеком. Его активная
деятельность в Америке позволила
России в конце 1870-х годов при-
обрести здесь несколько пароходов,
перестроенных во вспомогательные
крейсера. Это, например, «Колум-
бус» (Columbus), построенный на
верфи Вильяма Крампа, и переиме-
нованный в «Азию». В мае 1878 года
стараниями Л. П. Семечкина был
приобретен за 400 тыс. долларов
пароход «Стэйт оф Калифорния»
(State of California), считавшийся
лучшим в США «по тщательности
и прочности» постройки. В сен-
тябре 1878 года под новым назва-
нием - «Европа» пароход вышел
на испытания, а затем совершил
плавание через Атлантический
океан. В апреле 1879 года корабль
благополучно прибыл в Кронштадт,
где на него установили артиллерию.
В 1885 году «Европу» передали До-
бровольному флоту, организации,
возникшей после Русско-турецкой
войны 1877-1878 годов. Корабли
для Добровольного флота строи-
лись на народные деньги и в военное
время должны были содействовать
флоту военно-морскому. Весной
1918 года США и Англия задержа-
ли и передали своим компаниям 19
судов Добровольного флота (6 и 13
соответственно). После окончания
Первой мировой войны американцы
вернули России все задержанные
суда, а англичане только четыре.
31
июля 1895 года «Забияка»
снова вошел в состав военного фло-
та и зачислен в класс транспортов5.
Однако согласно теории Семечкина
скорость крейсеров должна была со-
ставлять 15-16 узлов (около 30 км в
час). Все купленные корабли имели
скорость 11-12 узлов, поэтому
верфь В. Крампа построила для Рос-
сии по специальному заказу крейсер
«Забияка» с 16-узловой скоростью.
Чертежи крейсера разработал сын
Вильяма Крампа - Чарльз, ставший
впоследствии главой фирмы.
Наиболее известными рус-
скими кораблями, построенными
в Америке, являются, конечно,
броненосец «Ретвизан» и крейсер
«Варяг». Чарльз Крамп лично при-
был в Петербург в надежде получить
столь выгодные заказы. Благодаря
своей необычайной активности и
красноречию ему удалось получить
заказы на постройку «Ретвизана»
и «Варяга» без обычного конкурса
проектов. Эти корабли, как и крей-
сер «Забияка», погибли в Русско-
японскую войну 1904-1905 годов.
Но если «Забияка» и «Ретвизан»,
уничтоженные японской осадной
артиллерией в гавани Порт-Артура,
известны в основном специалистам
и любителям военно-морской исто-
Эскадренный броненосец «Ретвизан» в Кронштадте.
Слева броненосец «Победа».
1902 г.
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 55 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст