еизвестное об известном
Крейсер «Варяг» перед Русско-японской войной
рии, то о «Варяге» знает каждый
и, как это часто бывает, знает со-
всем не то, что было на самом деле.
Все мы с детства помним песню о
крейсере «Варяг», но далеко не все
вдумывались в слова этой песни.
Автор этих строк, тоже долгое время
считал, что крейсер «Варяг» погиб
в бою с японскими кораблями.
Однако, ознакомившись с докумен-
тами, хранящимися в Российском
Государственном архиве Военно-
Морского Флота, понял, что все не
так просто.
Действительно 27 января 1904
года в корейском порту Чемульпо
оказались блокированы японским
флотом крейсер «Варяг» и кано-
нерская лодка «Кореец». Русские
корабли при выходе с рейда были
атакованы шестью японскими крей-
серами и восемью миноносцами. В
ходе боя крейсер получил серьезные
повреждения, и, в том числе, вышла
из строя рулевая машина. Корабль
потерял возможность маневриро-
вания. Вернувшись на рейд, коман-
дир «Варяга» капитан 1-го ранга
В. Ф. Руднев (1855-1913) собрал
офицеров, чтобы решить продол-
жать ли бой. Большинство офи-
церов высказались именно за это,
считая другие варианты позором.
Тем не менее, Руднев принял реше-
ние затопить крейсер. Уничтожив
секретные документы, команда
перешла на военные корабли ней-
тральных стран, а подрывная партия
затопила крейсер. Что и было от-
ражено в знаменитой песне:
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг».
Военно-морская история знает
немало случаев, когда экипажи
кораблей, несмотря на очевидность
гибели, продолжали бой и погиба-
ли вместе с кораблем, действуя в
полном соответствии с петровским
Морским Уставом. В нашем случае
«Варяг» был фактически брошен.
Стране требовались герои, и, если
их еще не было, их можно было
создать, что и случилось с экипа-
жем «Варяга». Это личное мнение
автора, с которым многие могут
не согласиться, но, к сожалению,
в Русско-японскую войну таких
примеров было несколько. Впрочем,
героическая гибель 2-й эскадры
Тихого океана в Цусимском бою не
является темой данной статьи.
Затопление крейсера было про-
ведено столь неудачно, что по окон-
чании войны японцы без труда под-
няли «Варяг», и под именем «Сойя»
он служил в японском флоте до 1916
года. Тогда понадобилось срочное
усиление флотилии Северного Ле-
довитого океана (так назывался тог-
да Северный флот). Россия купила
у Японии три корабля: броненосцы
«Полтава», переименованный в
«Чесму», «Пересвет» и крейсер «Ва-
ряг», вернув ему первоначальное
имя. «Варяг» прибыл в Кольский
залив в ноябре 1916 года. Крейсер
нуждался в срочном ремонте, и его
решили отправить в Англию. Но к
тому моменту, когда «Варяг» подо-
шел к берегам Туманного Альбиона,
в России случилась революция.
Большевики отказались платить за
ремонт крейсера, и Англия решила
оставить его себе, а вскоре продала
Германии на металлолом. При бук-
сировке крейсера в Ирландском
море он затонул. Водолазы сняли
часть оборудования, а корпус до сих
пор покоится на дне моря.
1 октября 1941 года в Москве
было подписано трехстороннее
соглашение о поставках в СССР
вооружений, военного снаряжения
57
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 56 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст