еизвестное об известном
58
и продовольствия. Эти поставки
осуществлялись на основе аме-
риканского закона о ленд-лизе6.
Первый пробный конвой получил
название «Дервиш». Он состоял из
семи транспортов, двух крейсеров,
шести эсминцев и авианосца «Вик-
ториус» (Victorious), благополучно
добравшихся до Архангельска 31
августа 1941 года. Конвой доставил
10 000 тонн каучука, олово, 64 ис-
требителя «Харикейн» (Harricane)
в контейнерах, а также летчиков
и наземный персонал британских
ВВС - всего 534 человека.
Правда, самый короткий мор-
ской путь пролегал через Тихий
океан, но «из пяти тихоокеанских
портов только Владивосток имел
железнодорожную связь с фрон-
том»7. Этот путь тоже использовал-
ся, но здесь не было конвоев - суда
шли по одиночке «капельным ме-
тодом». Доставка грузов на Севере
шла гораздо быстрее.
Северные (полярные) конвои
формировались в Шотландии (Лох
Ю и Скапа Флоу) и Исландии (Рей-
кьявик, Хвальфиорд). Первоначаль-
но конвои, шедшие на восток, обо-
значались индексом PQ (инициалы
офицера связи, который передавал
на суда приказы Адмиралтейства).
Конвои, уходившие из СССР на
запад, обозначались индексом QP
В конце 1942 года конвои получили
новые индексы - JW и RA с поряд-
ковыми номерами, начинавшимися
с 51-го.
Каждый конвой был подвигом.
Не только из-за тяжелых климати-
ческих условий. Путь занимал 8-12
суток, и на всем его протяжении ко-
рабли подвергались жесточайшим
атакам германских подводных ло-
док, надводных кораблей и самоле-
тов «люфтваффе». «Дорогой бомб»
называли этот путь участники кон-
воев. Она пролегала между островом
Медвежий и северной Норвегией,
оккупированной немцами, вблизи
их баз. Моряки торгового флота,
испытавшие на себе круглосуточ-
ные атаки немецких пикирующих
бомбардировщиков, справедливо
считали, что «на всех пяти океанах
не было жарче места».
Перечислить все то, что достав-
ляли северные конвои, в рамках ста-
тьи не представляется возможным.
Это и танки «Шерман», и знаме-
нитые «Студебеккеры». А сколько
кораблей: большие охотники типа
Противолодочный корабль
американской постройки во время
приемки советским экипажем.
1942 г.
БО-1 (71 единица) - это были наи-
более совершенные противолодоч-
ные корабли советского ВМФ, 90
торпедных катеров типа А-1 - они
были крупнее отечественных и по-
тому - более мореходные, а также
ледоколы, транспорты, не говоря
уж о стратегических грузах. В счет
репараций с Италии - крейсер
«Милуоки» (Milwaukee), переиме-
нованный в «Мурманск». В годы
войны крейсер действовал в Южной
Атлантике. В 1944 году он прибыл
в Кольский залив. Однако корабль
не был приспособлен к тяжелым
северным условиям, поэтому ис-
пользовался не столь активно, как
того заслуживал.
В годы «холодной войны»
основную тяжесть противостояния
несли подводники. Немало жизней
наших и американских унесла эта
необъявленная война. Война по-
литиков - моряки не испытывали
друг к другу ненависти, но команду
«Пуск» и те, и другие выполнили
беспрекословно. Свидетельством
взаимного уважения подводников
стал фильм «К-19», снятый в Амери-
ке. И хотя там кое-где прорывались
голливудские «штучки», против
которых категорически возражали
русские консультанты-подводники,
фильм заложил мощный камень в
фундамент нашего, надеемся, мир-
ного дома - нашего будущего.
1
Тезка и однофамилец знаменитого американского барабанщика Вильяма Генри
Уэбба (1902-1939) по прозвищу «Чик» (Chick). Он с детства болел туберкулезом и так
и остался 130 см росту и с горбом, что не мешало ему создать свой джаз-бэнд, в котором
в 1938 году дебютировала сама Элла Фитцжеральд.
2
Цит. по: Губер. К. П. Сделано в Америке / / «Цитадель». 1996. № 2. С. 112.
3 РГАВМФ Ф. 22. Оп. 1. Д. 69. Л. 353.
4 Амирханов Л. И. Артиллерия российских мониторов. СПб., 1998. С. 5.
5 Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861
по 1917 г.). М., 1948. С. 75.
6 От англ. lend - давать взаймы, одалживать и lease - сдавать в аренду.
7 Полярные конвои в иллюстрациях и статистике / Сост. Л. И. Амирханов,
А. В. Платонов. СПб., 2005. С. 7.
Шлюпочные ученья на фоне крейсера «Мурманск».
1945 г.
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 57 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст