еизвестное об известном
из немногих российских ученых
был награжден золотой медалью
Всемирной Метеорологической
Организации. Был избран почетным
членом целого ряда престижных на-
учных обществ, академий и универ-
ситетов. Тогда же он был избран и в
Американскую Академию наук.
Находясь по этому поводу в
США, он и предложил NASA про-
вести совместные спутниковые ис-
следования. Ну, а поскольку наши
общие границы сходились тогда в
Тихом океане, то, как говорится,
сам бог велел, в качестве полигона
выбрать Берингово море. Русские
проводят свои исследования взвол-
нованной морской поверхности,
льда и атмосферных процессов с
Чукотки, американцы - с Аляски.
Работы следует вести в самых
критических погодных условиях в
разгар арктической зимы! Для кали-
бровки измерений ИСЗ необходи-
мы наблюдения
in situ.
Это, конечно,
трудно - придется привлекать не
только исследовательское судно, но
и ледокол. Но, в принципе, возмож-
но - так что давайте попробуем!
И что замечательно, вопреки
жесточайшей конфронтации двух
сверхдержав, на призыв академика
К. Я. Кондратьева откликнулись
многие видные американские уче-
ные. Поддержали идею совместного
полномасштабного аэрокосмическо-
го эксперимента в Беринговом море
многие выдающиеся исследователи
Арктики и специалисты в области
космической метеорологии. Пре-
жде всего, назову руководителей
работ от США профессора Вальтера
Нордберга (W. Nordberg) и д-ра
Уэнделла Смита (W. Smith).
К. Я. Кондратьев возвратился
на родину, и идея проведения экс-
педиции на далекой Чукотке пре-
вратилась в неотвратимую реаль-
ность! Вскоре в ГГО приехала целая
делегация из NASA. В короткие
сроки мы провели согласование всех
деталей научной программы экс-
педиции, которая, по предложению
К. Я. Кондратьева получила емкое,
ко многому обязывающее название
по имени командора Витуса Берин-
га, первооткрывателя акватории, из-
бранной нами в качестве опытного
полигона.
До начала эксперимента оста-
валось совсем немного времени!
Но энергией и энтузиазмом со-
трудников отдела работа «закру-
тилась», стала развиваться по всем
направлениям! Ведь надо было
не только безупречно провести
сами измерения, но и осуществить
огромный перечень так называемых
«организационных мероприятий».
Договориться с ПВО, с военными,
получить всевозможные разреши-
тельные документы на полеты в
пограничном районе, найти подхо-
дящее исследовательское судно.
За несколько месяцев нам пред-
стояло дооборудовать наш самолет,
оснастить его модифицированным
комплексом аппаратуры, обеспе-
чить возможность калибровки
измерений. Надо сказать, что недо-
статком первых СВЧ-радиометров
была невысокая стабильность, что
снижало возможность прикладного
практического использования дан-
ных СВЧ-зондирования.
Но все у нас в итоге получилось,
и 15 февраля 1973 года в 10 часов 15
минут по Гринвичу в нейтральных
водах Берингова моря в районе пе-
ремены дат вблизи ледовой кромки
расположился НИСП5 «Прибой».
Здесь, где пересекаются 180-й ме-
ридиан и 60-я параллель, мы снова
встретились с американцами и на-
чали совместную работу.
100 летных часов потребова-
лось, чтобы выполнить программу
измерений с ИСЗ, в которой автор
был руководителем исследований
на борту Ил-18. 100 часов напря-
женной и опаснейшей работы, когда
взлетать нам приходилось в метель
при ветре скоростью до 25 м/с (и
только бы он не был боковым!), а
температура воздуха в аэропорту ба-
зирования на мысе Шмидта падала
до -400С. В это время «Прибой» -
69
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 68 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст