еизвестное об известном
72
ратуры для изучения метеопара-
метров, аэрозоля и микрофизики
облаков, имели лидарный комплекс,
радиолокатор, спектрометры, ИК
и СВЧ-радиометрию, тепловизор
и многочисленные фотокамеры.
Отдельные исследования при про-
ведении и подготовке эксперимента
«Беринг» и мы, и американцы про-
изводили при поддержке других
летающих лабораторий.
Так, незадолго до отлета на
Чукотку на борту другого самолета
ГГО Ил-14 (бортовой номер 20-56)
наши коллеги работали в Сибири
с целью создания методов спутни-
кового контроля лесных пожаров.
Работы проводились комплексно в
2-3 самолета для получения незави-
симой оценки обнаружения модель-
ных очагов горения на открытой
местности и под кронами деревьев.
Проводили ИК и СВЧ съемку вновь
зарождающихся и крупных пожа-
ров, закрытых пеленою дыма в 2-4
километра.
Новой идеей, которую они
испытывали, были «активные воз-
действия» на облачность. Если
«по-простому», они «стреляли»
с помощью пиропатронов с йоди-
стым серебром в кучевые облака,
которые - так придумала природа -
формируются вблизи больших по-
жаров, пытаясь вызвать на себя
«осадки», которые могли потушить
горящую тайгу. Одновременно про-
водились и измерения атмосфер-
ного электричества. Может быть,
вспомните Д. Гранина и его «Иду на
грозу» - это про те наши годы и ГГО
им. Воейкова.
Работами руководили Юра
Сумин и Гена Зернов. Я их знал и
помню, как встречались в коридо-
рах Обсерватории и на аэродроме
в старом Пулково перед стартом
или после посадки. Они на малой
поршневой «лошадке» Ил-14, мы -
на серебристом четырехмоторном
турбовинтовом красавце Ил-18. Как
пели мы тогда: «То взлет, то посадка,
то снег, то дожди»! Кстати, одним из
научных направлений «Беринга»
было картирование осадков.
Так вот, и Юрий, и Геннадий, и
8 человек экипажа Ил-14 погибли
в той работе. Врезались в сопку
вблизи Иркутска. И им тоже надо
было спускаться до минималь-
ных высот, чтобы зафиксировать
на фотопленку итог «активного
воздействия» на лесной пожар. В
С О В ЕТ С К О -А М ЕРИ К А Н С К И Й
Э К С П ЕРИ М ЕН Т
Б
Е
Р
И
Н
Г
Труды Заключительного
Симпозиума по итогам
эксперимента «Беринг»
огне, в дыму кромешном пилоты,
видимо, не рассчитали. Отличные
были ребята - прекрасные экспе-
риментаторы. Но им не повезло:
«В небесах мы летали одних, мы
теряли друзей дорогих!». Судьба!
А двое из той команды Ил-14 -
Валя Мельничук, он разрабатывал
«головку» тепловизора, и Витя
Биненко, который был одним из
«идеологов» этих исследований,
остались живы. В день вылета им
срочно «пришлось» перебираться
на другую, тоже важную и инте-
ресную работу, и «пересесть» на
Ил-18 ГГО. Такое у нас бывало ча-
сто. Оба сделали потом «карьеру»:
В. Г. Мельничук продолжил раз-
работки аэрокосмической аппа-
ратуры, В. И. Биненко стал пре-
подавателем, большим ученым,
доктором наук, профессором. По
результатам тех исследований под-
готовил монографию «Влияние об-
лачности на радиацию и климат».
Но тех советских и американ-
ских ученых и членов экипажей,
которые погибли в расцвете лет и
творческих сил на борту самолета-
лаборатории ГГО и «Галилей-1» мы
не забыли. Мы их помним!
Увы, случилось так, что вскоре
погиб и следующий Конвэйр-990,
названный НАСА «Галилей-2», на
котором мне посчастливилось ле-
тать с «беринговскими» друзьями-
американцами уже в АТЭПе в
Сенегале. Над штормовой Атлан-
тикой мы изучали «зону внутри-
тропической конвергенции», а в
Мавритании решали одну из самых
актуальных задач для Африки -
занимались поисками «линзы»
подповерхностной воды в Сахаре.
И те полеты тоже происходили на
пределе возможного, но мы тогда
остались целы.
Честь и слава всем русским и
американским ученым и летчикам,
не вернувшимся из испытательных
полетов, светлая память им и их
делам, свершенным для прогресса
аэрокосмической науки!
1
НАСА (NASA - National Aeronautics and Space Administration) , Национальное
управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства —
агентство,
принадлежащее федеральному правительству США и ответственное за гражданскую
космическую программу страны.
2
Гумбольдт Александр фон (Friedrich Wilhelm Heinrich Alexander Freiherr von
Humboldt) (1769-1859), немецкий ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, географ,
ботаник, зоолог и путешественник.
3 Кондратьев Кирилл Яковлевич (1920-2006) , крупный российский геофизик, ака-
демик АН СССР (1984) и РАН (1991), ректор ЛГУ (1964-1970), Заслуженный деятель
науки и техники РФ, советник РАН, почетный доктор наук университетов Афин, Буда-
пешта и Лилля. Основные труды по спутниковой метеорологии, атмосферной оптике,
актинометрии, проблемам глобальной экологии и изменения климата.
4 СВЧ - сверхвысокие частоты.
5 НИСП - научно-исследовательское судно погоды.
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 71 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст