еизвестное об известном
76
Соединенными Штатами Америки,
поэтому перспективы междуна-
родного сотрудничества в космосе
в значительной степени зависели
от развития связей между ними.
В 1970-1971 годах состоялись не-
сколько встреч технических специ-
алистов и ученых, представителей
Академии наук Сс Ср и НАСА11,
которые подготовили встречу на
высшем уровне. В результате, 24 мая
1972 года в Москве было подписа-
но Соглашение о сотрудничестве
в исследовании и использовании
космического пространства в мир-
ных целях. Вскоре началась прак-
тическая работа над реализацией
первого совместного проекта в кос-
мосе - экспериментального полета
«Союз-Аполлон». Осуществить
задуманное оказалось делом очень и
очень нелегким. Каждая страна име-
ла свои собственные космические
программы, самостоятельно решала
возникающие технические пробле-
мы. Не удивительно, что в перво-
начальном виде корабли «Союз»
и «Аполлон» были несовместимы.
Участникам проекта надо было при-
способить корабли для выполнения
программы совместного полета.
Десятки предприятий и иссле-
довательских институтов СССР и
США - инженеры, техники, рабо-
чие участвовали в модернизации
кораблей, в создании совместных
средств сближения и стыковки, в
управлении полетом.
В конце 1972 года Ленинград-
ский завод РТИ получил пакет до-
кументации на резиновые детали -
чертежи и технические требования
с условиями эксплуатации. Все с
грифом «Секретно». По целому
ряду признаков, известных спе-
циалистам, было понятно, что эти
детали предназначались для косми-
ческих кораблей. Наша задача - раз-
работать для каждой детали такой
состав резиновой смеси, который
обеспечит соответствие изделия
всем техническим требованиям
заказчика. Остановимся только
на некоторых из этих требований.
Одно из важнейших - безопас-
ность эксплуатации. Как известно,
космический корабль состоит из от-
секов. В космосе стык двух отсеков
корабля должен быть абсолютно
герметичен. Он должен выдержать
все возможные нагрузки, как соз-
даваемые внутренним давлением
(оно стремится разорвать стык с
Обложка сборника
«"Союз" и "Аполлон"».
М.: Изд-во политической
литературы. 1976 г.
усилием в несколько тонн), так и
возникшие при работе основного
и многочисленных управляющих
реактивных двигателей корабля. Та-
кие же жесткие требования по гер-
метичности предъявляются и при
стыковке двух кораблей на орбите.
Герметичность кораблей создается
резиновым уплотнением, которое
должно обеспечить все вышеука-
занные требования и быть пожа-
робезопасным. Задачу эту решают,
как правило, экспериментально, по
данным лабораторных испытаний,
стремясь максимально приблизить
их условия к условиям эксплуата-
ции. В некоторых, особо сложных,
случаях работоспособность изде-
лия дополнительно проверяется на
специально разработанных стендах.
Сложность задачи была еще и в том,
что в составе (рецептуре) резиновых
смесей следовало применять кау-
чуки и ингредиенты только отече-
ственного производства. Именно
таким образом тогда обеспечива-
лась независимость специального
производства, в том числе ракето-
строения, от потенциального про-
тивника. Задачу эту специалисты
завода совместно с коллегами из
Научно-исследовательского инсти-
тута резиновой промышленности
(НИИРП) решили - были раз-
работаны уникальные рецептуры
новых резиновых смесей. Все они
получили гриф «Секретно». Кстати
говоря, секрет рецептур тщательно
охранялся еще со времени создания
российско-американской ману-
фактуры. Каждый поступающий
на работу инженер или техник
подписывал «клятву верности» о
неразглашении.
.. Тогда рецепт был
американский и охранялся он от
русских, а 100 лет спустя уже рус-
ские рецепты охранялись от амери-
канцев. О времена, о нравы!.
.
Итак, детали были изготов-
лены и отправлены заказчику. По
понятным причинам круг людей,
посвященных в детали этой работы,
был ограничен, а общее руководство
осуществлял автор настоящих вос-
поминаний, в то время - главный
технолог Ленинградского завода
РТИ. Примерно через год мне со-
общили, что все детали успешно
прошли стендовые испытания
и аттестованы, а завод получил
право изготовить партию деталей
для проекта «Союз-Аполлон». Я
с радостью поделился этой ново-
стью с ближайшими коллегами-
участниками проекта, и мы отме-
тили это замечательное событие
вполне традиционно. Сегодня,
увы, никого из них нет с нами,
но мы можем назвать их: Борис
Константинович Голубев, Владимир
Евдокимович Воронов, Юрий Да-
выдович Володарский, Александра
Дмитриевна Энно, Анатолий Пав-
лович Езжев. Сведения об этих до-
стойных людях практически нельзя
найти ни в какой литературе, нет их
фотографий ни в кругу коллег, ни,
тем более, в стенах завода - все они
были носителями государственной
тайны. Но их имена не должны
уйти вместе с теми секретами,
которые давно уже потеряли свою
актуальность. Дети и внуки этих
людей могут гордиться ими.
Работа над проектом «Союз-
Аполлон» стала для всех участников
проекта своеобразной аттестаци-
ей на профессионализм. Доктор
Р. Смайли, один из ведущих специ-
алистов США в области космонав-
тики, сказал о российских коллегах:
«Хороший инженер - это инженер,
решающий поставленную задачу хо-
рошо и с минимальными затратами
средств и времени»12.
Надо заметить, что даже в
самых сложных ситуациях, ко-
торых было немало, советских и
американских участников проекта
объединяла добрая воля, желание
работать сообща ради достижения
общей цели. Руководитель рабо-
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 75 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст