n
овременные мемуары
а потому, что она является финан-
совым центром страны.
Как я уже отмечал, основными
средствами междугороднего передви-
жения и траспортировки являются
автомобильный транспорт и авиация,
имеющие качественную и хорошо
развитую инфраструктуру (доро-
ги, аэропорты и т. д.). Населенные
пункты (за исключением больших
городов-мегаполисов - Нью-Йорк,
Чикаго и т. п.) обладают недостаточ-
ным общественным транспортом и
основным средством передвижения
являются личные автомашины.
Снабжение населения всем не-
обходимым обеспечивается боль-
шим количеством магазинов с
удобным режимом работы (без
перерыва, допоздна или вообще кру-
глые сутки), причем ассортимент,
качество и количество их на душу
населения практически не зависят от
места - столица это или малюсинький
населенный пункт; исключение со-
ставляют только дорогие фирмы и
национальные, например «русские»
магазины, которые, зачастую, отсут-
ствуют в провинции. Продажа ово-
щей и фруктов не имеет сезонности,
правда цены меняются, а многие про-
дукты обезжирены и обессахарены, к
сожалению, не учитывается, что при
этом они теряют свои естественные
вкусовые качества. Характерно, что
в надписях на товарах его наиме-
нование указывается более мелким
шрифтом, чем название (марка)
фирмы-изготовителя. Еще одна
особенность торговли - это возмож-
ность сравнительно легкого возврата
приобретенного товара; население
пользуется этим для сдачи ненужных
подарков, а иногда и как своеобраз-
ным прокатом. Во всех магазинах
основных торговых сетей в боль-
шинстве случаев имеются аптечные
отделы, а также напольные весы и
приборы измерения кровяного дав-
ления для бесплатной проверки меди-
цинских параметров посетителей, что
крайне удобно для населения.
Необходимо отметить, что Аме-
рика живет в долг - в кредит поку-
пается все: одежда и драгоценности,
посуда и мебель, машины и дома.
Такая жизнь взаймы на первый
взгляд кажется очень привлека-
тельной - можно делать покупки,
на приобретение которых в данный
момент денег нет, но при ближай-
шем рассмотрении, с учетом зна-
чительных кредитных процентов и
существующей неуверенности в ста-
бильности и постоянстве годового
дохода, прелесть этой возможности
значительно тускнеет.
Американцы необыкновенно
патриотичны (флаги почти у каж-
дого учреждения, предприятия и
частного дома, флажки и лозунги
на автомашинах и т. д.), правда
иногда их патриотизм приобретает
несколько карикатурные формы.
Так после трагедии 11 сентября,
которая, как мне кажется, частично
произошла из-за самонадеяности
руководства США («мы сильнее
всех и нам никто не страшен») в
сочетании с пресловутой и злопо-
лучной политкорректностью («все
люди хорошие - не дай Бог обидеть
кого-нибудь подозрением», а необ-
ходимо было учитывать, что, хотя и
не все мусульмане - террористы, но
подавляющее большинство между-
народных террористов - мусульма-
не), лозунги и флаги появились не
только на заборах (из разноцветных
пластмассовых стаканчиков) и
конфетных фантиках, но даже на
нижнем белье. К своеобразным
проявлениям политкорректности
нужно отнести и определенные
матриархально-феминистские тен-
денции в американском обществе.
Оборотной стороной амери-
канского патриотизма является
изоляционизм, когда люди не очень
знают, да и не очень интересуются,
что творится в мире, за пределами
их страны, а иногда и штата. В этом
отношении характерен результат на-
блюдений за участниками телеигры
«Кто хочет стать миллионером»
(«Who wants to be a millionaire»),
которые прекрасно знают амери-
канский бытовой сленг, хорошо
справляются с вопросами по аме-
риканским телепередачам, кино и
литературе, прилично отвечают на
вопросы по естественным наукам,
но показывают полное незнание
даже элементарных вопросов по
культуре, географии и истории вне
США. А ведь это люди, прошедшие
определенный интеллектуальный
отбор. Можно предположить, что
все это издержки школьного образо-
вания, которое в отличие от высшего
плохо организовано, в частности
не прививает детям интерес к все-
мирной цивилизации, забывая, что
США не единственное государство
в истории и мире, представляющее
интерес.
Характерный для методики
американского образования случай
произошел со мной при посещении
уроков английского языка. Я долго
получал домашние задания после
проверки без единого замечания, а
когда я, засомнивавшись, спросил
преподавательницу: «Неужели у
меня нет ошибок?», то она без всяко-
го смущения ответила, что ошибок,
конечно, очень много, но она не
хочет меня обижать. Учительница
очень удивилась, когда я ей пытал-
ся объяснить, что пришел учиться,
а не обижаться. Вообще проверка
знаний в американской образова-
тельной системе, кроме рефериро-
вания, основана на тестировании
(выборе одного правильного ответа
из нескольких предоставленных), а
не на экзаменах (задается вопрос, на
которой существует единственный
ответ), что, конечно, значительно
облегчает положение экзаменую-
щегося и соответственно ухудшает
результаты проверки. Наконец,
достаточно пародийно выглядит
инициатива введения системы де-
нежной мотивации школьников в
учебе и поведении.
В большинстве своем американ-
цы не любознательны. Так, встре-
чавшиеся на моем пути коренные
жители так и не могли объяснить
мне ряд нестыковок и неясно-
стей окружающей жизни: почему
спортивная игра, в которой мяч не
бьют ногами, называется футболом
(football), почему воскресенье, с
которого начинается календар-
ная неделя, входит в конец недели
(weekend), почему даты пишутся
не последовательно (месяц, число,
год), что обозначает рисунок на
обратной стороне десятицентовой
монеты и т. д. В то же время они
достаточно публичны - легко уча-
ствуют в дискуссиях и свободно
чувствуют себя перед телевизион-
ными камерами, что хорошо видно
в многочисленных телеинтервью с
людьми «с улицы».
Хочется заметить, что, как ни
странно, патриотические и изоля-
ционистские тенденции американ-
ского общества сочетаются с широ-
кой толерантностью, получившей
особенный размах в последнее
время. Правда, национальная и ре-
лигиозная корректность зачастую
приобретают абсурдный, чтобы
не сказать уродливый, оттенок.
Нельзя согласиться с практикой
93
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 92 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст