С
овременные мемуары
94
резервирования мест в универ-
ситетах для афроамериканцев
(правильно заметил один негр, что
никому не придет в голову резер-
вировать места в баскетбольных
командах для белых, хотя их там
тоже крайне мало - кто способен,
тот и участвует). Мягко говоря,
смешно выглядит школьное тор-
жество, посвященное одновремен-
но Рождеству, Хануке и Кванзе
(«Kwanzaa» - недавно искус-
ственно введенный, непонятный
по происхождению африканский
праздник). Характерно, что, кроме
негров, ни одна расовая группа не
имеет общепринятого этнического
праздника. И подобных примеров
можно привести множество.
Основными общественными
праздниками, на мой взгляд, яв-
ляются: День влюбленных - День
святого Валентина (14 февраля);
День Независимости - День при-
нятия Декларации Независимости
и образования США (4 июля); Хэл-
лоуин - Halloween (31 октября),
праздник с маскарадом, тыквами и
конфетами детям; День Благодарения
- Thanksgiving Day в память празд-
ника урожая первых иммигрантов-
пилигримов (последний четверг
ноября) и Рождество - Chistmas
(25 декабря). Как ни странно, самым
большим праздником, как можно
было предположить, является не
День Независимости, когда все
ограничивается обычно официаль-
ным фейерверком, а Рождество в
красно-зеленом цвете, с семейным
застольем, Санта Клаусом, елкой и
повсеместным украшением домов
и улиц светящимися гирляндами,
фигурками и целыми евангельски-
ми сценками.
Общественный порядок под-
держивается полицией, которая
показалась мне очень вежливой и
достаточно доброжелательной. Это
организация не столько карающая,
сколько помогающая в экстремаль-
ных ситуациях, как персональных,
так и общественных. Так, в экстрен-
ных случаях по звонку 911, вместе
с медиками и пожарными всегда
приезжают полицейские. Вызывает
удивление, чтобы не сказать возму-
щение, судебная практика оправда-
ния преступника при не вполне
разрешенном способе сбора улик.
Хотя напрашивается более спра-
ведливый выход из сложившейся
ситуации: преступник должен быть
осужден, а нарушитель правил сбора
улик - наказан.
Церковь и вообще религия в
США отделены от государства,
однако, играют большую роль в
жизни общества. Вера в Бога про-
низывает общественное сознание,
достаточно отметить надпись на
деньгах «In God we trust» (мы ве-
рим в Бога), повсеместный лозунг
«God bless America» (Бог, благосла-
ви Америку), распятия во многих
помещениях, чтение Библии даже
в транспорте и т.д. Подавляющее
большинство американцев придер-
живаются различных направлений
протестантизма. Фанатичная вера
отсутствует и верующие в основном
ограничиваются воскресным посе-
щением церкви, которая является не
только и не столько молитвенным
местом, сколько местом встречи
и общения прихожан; в церквах
имеются детские комнаты, кухни
и другие помещения для светского
времяпрепровождения. Вообще
«американская» (если можно так
сказать) церковь, вернее церкви,
имеют, на мой взгляд, три особен-
ности, отличающие их от ортодок-
сальных христианских конфессий:
католицизма и православия. Первая
- это демократичность (убранство
церквей, антураж служб, непо-
средственность в поведении при-
хожан и т. п.), вторая - толерант-
ность к другим вероисповеданиям
и третья - трепетное отношение к
Ветхому Завету как первооснове
всей Библии. В качестве влияния
«Пятикнижья» можно отметить
начало недели в США с воскресенья
и распространение ветхозаветных
имен таких, как Авраам, Аарон,
Давид, Сара, Рахиль и т. д. Воздей-
ствие Ветхого Завета на общество
имеет далеко идущие последствия,
в частности я думаю, это сыграло
не последнюю роль в позитивном,
в основном, отношении американ-
ского общества к государству Из-
раиль, так как возникновение его
соответствует библейским заветам
(в одной из церквей израильское
знамя даже украшало сцену). Все
это, правда, говорят, не исключает
наличия бытового антисемитизма,
особенно распространенного среди
негритянской части населения.
Народ в США в основном до-
брожелательный, правда, сравни-
тельно легко быть таковым при
благополучной жизни, но, по-моему,
не добродушный, что является чер-
той характера, а не поведения как
первое качество. Индивидуализм
возведен в культ, я даже плохо себе
представляю, как американцы до-
стигают хороших результатов в
спортивных играх, где требуется
коллективизм; наверное это то
исключение, которое только под-
тверждает правило. Люди внешне
общительны: работники сервиса
всегда здороваются, правда только
на рабочем месте; прохожие обыч-
но также здороваются, пешеходы и
водители приветствуют друг друга
поднятой рукой или в крайнем
случаи поднятыми пальцами - этот
универсальный жест одновременно
указывает на то, что они увидели
друг друга, а также является благо-
дарностью за пропуск друг друга.
Отношения между людьми сочета-
ют такие противоречивые факторы,
как меркантильность (оплата вза-
имных услуг, даже, если это дети)
и волонтерство (безвозмездная
поддержка в госпиталях, церквях
и других общественных местах).
Американцы, видимо, будучи на-
родом иммигрантов, очень лояльно
относятся к людям, плохо владею-
щим английским языком - всегда
постараются понять абракадабру
новоиспеченного «американца» и
помочь ему.
В быту они не притязательны,
любят общественное питание (благо
мест очень много), в частности fast
food (заведения быстрого питания),
которые действительно экономят
время; зачастую едят на ходу (в ма-
шине, метро и т. п.), то есть в общем
не гурманы. Достаточно заметить,
что на вопрос о национальном,
американском блюде, была названа
итальянская пицца. Считая, что
потребление еды ограничивается
только утолением голода, длитель-
ные семейные и гостевые застолья
с общением фактически не прак-
тикуются. При этом тщательно
следят за калорийностью питания
(на каждой упаковке указывается
калорийность продукта), но это не
спасает от национальной проблемы
- избыточного веса населения. Рас-
пивать алкоголь (правда, их это не
очень волнует - они в основном не
пьющие или, в крайнем случае, мало
пьющие), и даже пиво можно только
в определенных местах (ресторанах,
кафе и т. п.) или дома, поэтому на
улице можно иногда увидеть бро-
История Петербурга. № 3 (55)/2010
предыдущая страница 93 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн следующая страница 95 История Петербурга №55 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст