Г .
ород глазами горожан: Петербург в памяти поколений
18
один ответ: мы верили, что Ле-
нинград мы не отдадим, а внешние
трудности с едой и морозом - они же
не вечные!.
. И Ленинград ждал эту
электроэнергию. Для ее передачи
от Волховской ГЭС в Ленинград
было смонтировано более двух-
сот километров воздушных линий
электропередач.
Деревянные опоры ЛЭП на
виду противника, по ночам, вмо-
раживали прямо в лед Ладожского
озера. А когда наступила весна, и
лед растаял, то в водах озера, на
глубине около 18 м, севернее уже
проложенных трубопроводов по-
дачи жидкого топлива, водолазы
ЭПРОНа (Экспедиция подводных
работ особого назначения) проло-
жили пять ниток электрического
кабеля, протяженностью по 21,5 км
каждая и напряжением 20 000 В.
Кабель и соединительные муф-
ты были изготовлены в холодных
и пустых цехах эвакуированного
завода «Севкабель»: медь и свинец
получили у оборонщиков, а плавку
металлов выполнили в электропе-
чах. Затем обучили ленинградских
женщин наматыванию кабеля на
деревянные бухты и сматыванию
его в линию. Обученные этим ра-
ботам женщины в ночное время с
помощью специальной кран-балки
на борту барж собирали из неболь-
ших кусков электрический кабель в
единую многокилометровую нитку
с помощью герметичных двухсотки-
лограммовых муфт. А затем, также в
ночное время (днем немцы видели
эти работы и могли обстрелять
или разбомбить баржи) совместно
с моряками Ладожской военной
флотилии выходили в озеро.
Баржи медленно двигались
друг за другом в сторону западного
побережья Ладоги. На расстоянии
прямой видимости на плавающем
плотике зажигалась от аккумулято-
ра слабая лампочка для ориентации
при прокладке верного курса баржи
в кромешной темноте.
На ходу кабель опускали в
воду Ладожского озера, а водолазы
ЭПРОНа принимали его и осто-
рожно укладывали по дну озера, не
допуская перегибов.
Вскоре были включены в работу
еще два генератора на Волховской
ГЭС, и в день 25-й годовщины
Октября (7 ноября 1942 года) более
трех тысяч ленинградских квартир
наконец-то получили долгождан-
ную электроэнергию! В каждой
из квартир по вечерам с 19.00 до
23.00 часов загоралась лампочка
мощностью в 40 Вт. Мирная жизнь
возвращалась в большой город.
Но еще до тех событий, накану-
не 8 марта 1942 года, в блокадном
городе из трамвайного парка № 2,
что был на Васильевском острове,
пошел Ленинградский грузовой
трамвай.
С помощью более, чем 300 ва-
гонов в течение месяца горожане
очищали свой многострадальный
город от мусора, от остатков раз-
рушенных домов.
А 1 апреля 1942 года в Ленингра-
де пошел блокадный пассажирский
трамвай, получавший электроэнер-
гию от городской электростанции
ЛГЭС-5 «Красный Октябрь», ко-
торая находилась в Уткиной заводи.
Вот уж действительно был великий
праздник в блокадном городе!
После сложной реконструкции
одного из котлов электростанция
ЛГЭС-5 (ныне ТЭЦ-5) начала
сжигать добывавшейся внутри
блокадного кольца фрезерный торф,
который добывали внутри блокад-
ного кольца и нарезали сильной
струей воды. В работах принимали
участие в основном женщины - до-
мохозяйки, балерины Кировского
театра, учителя, продавщицы из
магазинов, которые после основ-
ной своей работы приходили на
монтажную площадку котла. Им
всем выдавали усиленный продо-
вольственный паек.
Реконструкция парового котла
была выполнена за два месяца с
изготовлением всех необходимых
рабочих чертежей, расчетов, мате-
риалов, наладкой оборудования и
горения топлива в топке. Для под-
сушки влажного торфа и направ-
ления его уже в топку котла был
впервые разработан и смонтирован
циклонный предтопок. Как рас-
сказывал бывший начальник цеха
наладки и испытаний «Ленэнерго»
С. В. Зайцев, в мирное время эта
работа заняла бы не менее года.
Находясь почти на линии фрон-
та, электростанция ЛГЭС № 5
«Красный Октябрь» подверга-
лась ожесточенным обстрелам и
бомбежкам. За время работы в
блокадное время на ее территорию
упало более 2 тысяч снарядов и 50
фугасных бомб, но электростанция
продолжала работать и длительное
время несла 90% нагрузки ленин-
градской энергосистемы блокадного
времени.
За годы блокады на городские
электростанции Ленинграда было
сброшено более 300 фугасных и
свыше 1000 зажигательных авиа-
бомб, более 3000 артиллерийских
снарядов крупного калибра3.
Благодаря успешному запуску в
работу ЛГЭС-5 блокадный Ленин-
град увеличил выпуск реактивных
снарядов для «Катюш», а Киров-
ский завод резко увеличил выпуск
отремонтированных боевых танков,
пушек, минометов. Было увеличено
производство стрелкового оружия,
гранат, мин, снарядов.
По бензопроводу, проложен-
ному по Ладожскому озеру за 50
дней, протяженностью 29 км и при
диаметре трубы 100 мм, блокадный
Ленинград ежесуточно получал поч-
ти 600 т такого нужного в холодном
и голодном городе бензина.
... Одним
словом, город ожил!
Таким образом, энергетики
Ленинграда первыми прорвали бло-
каду города, которая частично была
прорвана войсками в январе 1942
года и окончательно была снята в
январе 1944 года.
Также энергетики блокадного
Ленинграда передали Наркомату
обороны страны немалую сумму
в деньгах и драгоценностях для
строительства авиационной эска-
дрильи «Ленинградский энерге-
тик», которая участвовала в защите
ленинградского неба.
Еще осенью 1941 года ленин-
градский профессор из политехни-
ческого института А. Н. Бутников
предложил проложить по льду Ла-
доги троллейбусную линию, опоры
которой были бы вморожены в лед,
для доставки продуктов питания в
Ленинград, сняв сиденья из пасса-
жирского салона. Уже был разра-
ботан проект, была проведена гео-
логическая съемка трассы, завезены
необходимые для этого материалы,
но в результате успешно проведен-
ной в январе 1943 года операции
«Искра» южное побережье озера
было освобождено, и необходимость
в том проекте отпала.
1
Рубежи мужества. М., 1978. С. 43.
2
Экспозиция музея «Ленэнерго». Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 1.
3 Там же.
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 17 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст