Г .
ород глазами горожан: Петербург в памяти поколений
Стуоеншкии театр политеха:
страницы истории
В. Г. Велединский
42
История Петербурга - понятие емкое, многоплановое. Оно включает,
несомненно, и историю театрального любительства в Петербурге. Тема эта
сравнительно редко находит отражение на страницах нашего журнала.
Статья-воспоминания профессора Санкт-Петербургского государственного
университета сервиса и экономики В. Г. Велединского в некоторой, пусть
небольшой степени восполняет этот пробел. В ноябре 2010 года студен-
ческому театру Политеха исполняется 60 лет, а в апреле - 100 лет со
дня рождения многолетнего руководителя этого коллектива Л. В. Гердрих.
К этим юбилейным датам и приурочена наша публикация.
Л. В. Гердрих (1910-1982),
...Слегка прихрамывая, седой
профессор шел по Петербургу. В
этом городе прошла его жизнь.
Сюда он приехал много лет назад
почти мальчишкой из приволжского
русско-татарского села - поступать в
знаменитый Политех. И поступил. И
с отличием окончил. И прожил боль-
шую, интересную жизнь, в которой
еще кое-что очень важное можно и
нужно сделать. Вот и Лесной про-
спект, дом 65. Здесь находился люби-
тельский театр - «драма» Политеха.
Невольно вспоминалась студенче-
ская театральная юность.
Середина XX века. Ленинград.
Каждое высшее учебное заведение
считало своим долгом поддерживать
и развивать художественное творче-
ство студентов. Любителям предо-
ставлялись помещения для занятий,
приглашались профессионалы-
наставники. Давалась возможность
показать результаты творчества
на лучших сценических площад-
ках, организовывались смотры,
гастрольные поездки. Не остался в
стороне и Ленинградский политех-
нический институт им. М. И. Кали-
нина (так назывался тогда Санкт-
Петербургский государственный
политехнический университет).
1 сентября 1950 года в нем начал
работу первый в послевоенной
истории института драматиче-
ский коллектив под руководством
режиссера-педагога Л. В. Гердрих
(1910-1982). И мне довелось быть
свидетелем и участником жизни
коллектива в 1956-1961 годы.
Я поступил на электроме-
ханический факультет ЛПИ им.
М. И. Калинина в 1955 году. Первый
студенческий год всегда протекает
сложно, но к концу первого курса
стало ясно, что трудности преодо-
лимы, учиться интересно, и впереди
еще почти 5 лет студенческой жиз-
ни. Захотелось заняться чем-то еще,
кроме учебы.
Театр меня интересовал всегда,
но личный опыт театрального зри-
теля и артиста-любителя был очень
руководитель студенческого театра
ЛПИ в 1950-1966 гг
небольшой. В школьные годы я
участвовал в театральных инсцени-
ровках, в одной из которых, помню,
изображал старуху-ворожею. Твор-
чество актера тогда было известно
нам, главным образом, по кино.
Сейчас мне трудно в точности объ-
яснить, почему во второе воскресе-
нье сентября 1956 года отправился
разыскивать театральный коллек-
тив - «драму» ЛПИ, как ее иногда
называли.
В студгородке на Лесном пр., д.
65 находилась фабрика-кухня - так
именовались тогда своеобразные
«комбинаты питания». На втором
этаже располагалась огромная сто-
ловая, а на третьем - было несколь-
ко помещений, где репетировали
«драма» и хор. Около 12 часов дня
я поднялся на 3-й этаж, вошел в до-
вольно большую комнату. С одной
стороны вдоль стены стояли стулья,
с другой было свободное простран-
ство. В комнате сидели или стояли
15-18 юношей и девушек, уже при-
сутствовала руководительница,
пожилая, как мне показалось, жен-
щина. На самом деле ей было всего
46 лет, звали ее Людмила Владими-
ровна. Она спросила меня, с какого
я факультета, курса, занимался ли
где-нибудь раньше. Выслушав мои
ответы, коротко объяснила, что за-
нятия проходят трижды в неделю:
вторник и четверг с 19 до 23 часов,
в воскресенье - с 12 до 16 часов. До-
бавила, что в воскресенье - занятия
голосом и этюды, предложила встать
в полукруг вместе со всеми.
Никаких вступительных ис-
пытаний, чтения стихов или басен
не было ни в тот раз, ни в другие.
Всем без пояснений предлагалось
поучаствовать, посмотреть, послу-
шать, а затем решить, продолжать
занятия или нет. Ребята, старше-
курсники и ровесники, студенты
разных факультетов, видели меня
впервые, но держались дружелюбно,
приветливо. Никто ни о чем не рас-
спрашивал, все без слов предлагали:
«Вливайся!».
Занятия речью длились минут
45-50 и включали: сначала «мыча-
ние» таким образом, чтобы щекота-
ло губы, и в груди гудело. Позже я
узнал, что это называется «поставить
звук в маску». Все занимались этим
упражнением с большим увлечени-
ем, и оно действительно помогало
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 41 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст