Г
ород глазами горожан: Петербург в памяти поколений
Фабрика-кухня на Лесном пр., д. 65,
где проходили занятия студенческого театра
выявить свой природный, естествен-
ный голос и без насилия над собой
укрепить его. Затем были скорого-
ворки, чистоговорки, упражнения
«на смену регистров», «на посыл»
и т. д. Заканчивалось речевое заня-
тие чтением стихотворения о Дон-
Кихоте неизвестного автора «Ламан-
чи женщины.
..». Читали по очереди,
продолжая и подхватывая один
другого по знаку педагога. Нужно
было последовательно подниматься
по линии своего голосового диапазо-
на вверх, в середине стихотворения
оправдать понижение голоса, вновь
нарастание и т. д. После перерыва
следовал переход к этюдам.
Прежде я ничего не слышал
о театральных учебных этюдах.
Теперь мне представилась воз-
можность познакомиться с этими
упражнениями. Руководительница
никаких тем этюдов не задавала.
Нужно было самому придумать
ситуацию, определить действующих
лиц, выбрать из присутствующих
юношей и девушек исполнителей,
объяснить им свой замысел, и, слег-
ка сговорившись в течение 2-3-х
минут, импровизационно сыграть
этюд. Ограничение было только
одно: минимум слов. Ситуация
должна быть ясна из действий и
поведения участников этюда.
Задача создания такого этюда
довольно сложная, но ребята за-
нимались с большим увлечением.
Видно было, что им хочется при-
думать и разыграть что-то действи-
тельно оригинальное, жизненно
убедительное, заслужить одобрение
товарищей и похвалу руководителя.
Каждый этюд обсуждался, высказы-
вались все желающие. Завершала
обсуждение Людмила Владимиров-
на. Говорила с юмором, приводила
примеры из истории и практики
театра того времени. Она никого
не критиковала конкретно, отме-
чала только удачи. Чувствовались
эрудиция, профессионализм. Для
студийцев она, безусловно, была
авторитетом, хотя это никак особо
не подчеркивалось.
Занятия этюдами продолжа-
лись все годы как универсальное
комплексное упражнение. Позже
«После разлуки» братьев Тур.
Шампенуа - В. Велединский.
1957 г.
стало ясно, что в работе над этюда-
ми, по сути, осваивались на практи-
ке творческие законы органической
природы человека. Нам никто не
разъяснял пушкинскую формулу:
«Истина страстей, правдоподобие
чувствований в предполагаемых
обстоятельствах». Это «правдопо-
добие чувствований» нужно было
понять всем существом самому,
интуитивно. Мерой таланта или
способностей были именно быстро-
та постижения этой сердцевины теа-
трального творчества. У некоторых
это происходило сразу, с первых
этюдов, и это понимание оставалось
навсегда. Другим требовалось вре-
мя. Но в любом случае, в ходе этюда
возникал момент увлечения, когда
почти забываешь, что ты на сцене, и
действуешь «по жизни» в вымыш-
ленной ситуации. Такие моменты
веры, правды воспринимаются как
внутренние события, запоминаются
надолго, на всю жизнь. Помощь педа-
гога заключалась в том, чтобы отме-
чать позитивные моменты движения
к органике, к верному сценическому
самочувствию. Это Л. В. Гердрих
делала очень точно, умела незаметно
подвести к нужному результату.
Занятия через этюды вызывали
живущую в каждом человеке (осо-
бенно молодом) способность почти
по-детски поверить в вымысел,
«существовать» в вымышленных
обстоятельствах, принимая их на
веру, как правду. В занятиях не было
ничего лишнего, ничего такого, что
не пригодилось бы нам в дальней-
шем. Этюды давали все необходи-
мое, чтобы потом фантазировать и
импровизировать в обстоятельствах
пьесы. Ощущение естественности
пребывания на сцене становилось
нормальным состоянием.
Вспоминая все это через мно-
го лет, я спрашиваю себя: что же
удержало меня, почему я не ушел
из того кружка после нескольких
встреч, как это нередко случалось
с другими? Никто из присутство-
вавших не говорил со мной о даль-
нейших занятиях, о перспективах.
Руководительница вела занятие как
обычно. Правда, чувствовалось, что
ребята увлечены, им интересно. При
этом не было никакого напряжения,
никто не делал замечаний типа: «У
нас это не принято!». Просто была
атмосфера, «силовое поле» интере-
са, и ты ориентируешься по этим
«силовым линиям».
43
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 42 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст