Г
ород глазами горожан: Петербург в памяти поколений
На гастролях в Осьминском районе. Завтрак на траве.
На переднем плане справа - Л. В. Гердрих.
1958 г.
готовых на все ради сенсации жур-
налистов и русских эмигрантов вто-
рой волны планируют провокацию с
целью заманить Антонину в ловушку,
захватить и объявить о ее отказе вер-
нуться в Советский Союз. В качестве
приманки решено использовать мужа
Антонины Кирилла Осадчего, кото-
рому организуют «побег» из лагеря
перемещенных лиц в Африке. Во
время войны Кирилл раненым попал
в плен, неудачно бежал из концлагеря,
выжил чудом, «но ни разу не предал
и не продал».
«После разлуки» более чем
в десять лет Кирилл и Антонина
встретились в Париже. Операция
спецслужб не удалась: ее сорвали
любовь, которую сохранили герои,
и фронтовое братство. Антонина была
медсестрой в эскадрильи «Нормандия-
Неман», и французы - друзья воен-
ных лет - выручили ее и Кирилла
из беды. Кирилл и Антонина вер-
нулись на Родину вместе. Одного
из фронтовых друзей героини -
Шампенуа, бывшего летчика, а в
мирные годы ставшего торговцем
модным платьем и было поручено
исполнять мне.
В кратком пересказе, возможно,
пьеса выглядит пропагандистским
опусом об идейных советских лю-
дях и кознях западных спецслужб.
Но на самом деле тогда это была
современная вещь (опубликована
в 1956 г.), и она может рассматри-
ваться как своего рода документ,
в той или иной степени отражаю-
щий и фиксирующий содержание
общественного сознания тех лет.
Поднималась прежде закрытая
тема - судьба советских военно-
пленных, вынужденно оказавшихся
на Западе, возможность их возвра-
щения на Родину. Многоходовая,
почти детективная интрига, клевета,
предательство, борьба героев с об-
стоятельствами - все это поддер-
живало интерес зрителя.
Привлекали необычные жиз-
ненные судьбы. Например, Цы-
бульский - врач, добровольно
ушел из Киева в эмиграцию вместе
с немцами, а потом был вынужден
прислуживать резидентам западных
разведок, мучался от тоски по семье
и Родине (его замечательно играл
студент металлургического факуль-
тета Коля Зимин). Или Раймонд
д'Эсперанж, потомок французских
аристократов, военный летчик,
жизнь которого во время войны
спасла, дав свою кровь, русская
медсестра (еще одна заметная роль
Толи Хасина).
Но самое главное, что при-
ковывало внимание - это была
пьеса о любви. Именно с чувствами
героев связано название драмы
(разлука - жизнь вдали от того, кто
близок, дорог), об этом и эпиграф
из «Писем из Италии» Александра
Блока: «Мы здесь втроем на чуж-
бине - я, она и Россия».
В ходе работы над этим спекта-
клем для меня впервые стало оче-
видным, что участие в постановке
дает возможность проследить всю
пьесу, по-особому прочувствовать ее
содержание. Это гораздо больше, не-
сравнимо больше, чем быть просто
зрителем. Возникало ощущение, что
люди и события пьесы становились
частью моей жизни, духовной био-
графии. Строки произнесенных или
неоднократно прослушанных моно-
логов, афористические выражения
впечатывались в память на всю
жизнь. Причем в каждой постановке
оказывалось что-то самое главное,
значимое именно для тебя. В драме
«После разлуки» меня (думаю, и
многих других) поразила любовь
главных героев, какой она была сы-
грана и показана в спектакле.
Успех того спектакля студенче-
ского театра ЛПИ был связан с ис-
полнением главных ролей старше-
курсниками Аркадием Юшковым
(Кирилл) и Ланой Разуваевой (Ан-
тонина). Интриги разведок, судьбы
эмигрантов - все это отступало на
второй план. Главным было то, как
Антонина и Кирилл переживали
свое вновь обретенное после раз-
луки чувство. Невольно вспомина-
лись слова К. Пруткова «Моменты
свидания и разлуки суть для многих
самые великие моменты в жизни».
То был именно такой случай.
Тогда, в возрасте восемнадцати-
девятнадцати лет, наши представ-
ления о любви, наше осознание
природы и сущности этого чувства
были весьма упрощенными и при-
близительными. В том, как играли
Лана и Аркадий, для нас (а для меня
впервые) так убедительно открылась
настоящая сила любви. То было не
просто некоторое изъявление чувств:
такая боль, такая радость, что невоз-
можно было оставаться спокойным.
Это ощущалось как некий феномен,
почти чудо, иррациональное явле-
ние, которое не поддавалось объ-
яснению (и сейчас не поддается!), но
воспринималось душой.
Мне не пришлось присутство-
вать при репетициях тех сцен:
уезжал на зимние каникулы к роди-
телям. Не знаю, как это репетирова-
лось, искалось. Но если учесть, что
любовь видима только тогда, когда
выражается в действии, результат
получился более чем убедитель-
ным. Позже в фильмах, спектаклях
пришлось видеть сцены любви в
исполнении прекрасных артистов,
но впечатление от игры любителей
на сцене студенческого театра не
потускнело, не забылось.
Спектакль «После разлуки»
с успехом прошел несколько раз
весной 1957 года и перестал су-
ществовать, поскольку основные
исполнители окончили институт
и разъехались по распределению в
разные уголки страны.
47
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 46 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст