Г.
ород глазами горожан: Петербург в памяти поколений
48
Постоянная смена состава -
особенность студенческого театра.
Обновление происходит ежегодно.
Но иногда сразу уходят основные
силы - и тогда наступает кризис.
Именно такая ситуация обозна-
чилась в начале сезона 1957-1958
годов. Опытные и талантливые
ребята покинули студию по объ-
ективным причинам, а молодежь
«нового призыва» еще не была
полностью готова к работе.
Л. В. Гердрих нашла из этой
ситуации необычный выход. Кроме
ЛПИ, она вела театральную студию
в клубе «Профинтерн» (он нахо-
дился на 9 линии Васильевского
Острова, д. 50). Среди участников и
там было много студенческой моло-
дежи. Весной 1957 года в этой сту-
дии была подготовлена композиция
сцен пьесы А. Н. Арбузова «Годы
странствий». Студентов - участ-
ников композиции было решено
привлечь в клуб ЛПИ, соединить
с составом нашего студенческого
театра. Именно тогда у нас появи-
лись Рэм и Валя Куринины, Аля
Кольцова, Валя Сергеева. Так воз-
ник в студенческом театре Политеха
спектакль «Годы странствий».
Репетиции шли осенью 1957
года. Большая часть их проходила
без нас: мы, третьекурсники разных
факультетов, провели сентябрь и
большую часть октября 1957г. в по-
ездке «на целину», в Красноярский
край. К нашему приезду спектакль
в основных контурах уже был готов.
Оставалось отрепетировать военные
сцены, где мы были заняты в эпизо-
дических ролях.
И вновь мы увидели спектакль
полностью только на прогонах и
предпремьерных репетициях. На
тот раз в центре внимания оказался
главный герой, студент-медик, а
позже молодой врач Шура Ведер-
ников. Эту роль замечательно ис-
полнил студент Горного института
Рэм Куринин.
«Годы странствий» - одна из
лучших пьес А. Н. Арбузова, на-
писана в 1954 году и продолжает
ставиться на сцене до сих пор.
Вопрос ответственности челове-
ка, мужчины перед самим собой и
окружающими, второе рождение
человека как результат долгих лет
«странствий» вызывали острый
интерес. Ошибки, обиды, причи-
ненные другим. Неосуществлен-
ные планы, несвершившиеся меч-
ты. Сомнения, минуты отчаяния,
раскаяние, терзания совести. Мы
становились свидетелями труд-
ного возмужания незаурядного,
сложного человека. «Годы стран-
ствий» (именно - странствий, не
прогулок!) заставили Ведерникова
по-настоящему осознать свою от-
ветственность перед собой, перед
близкими людьми.
Ведерников - Р. Куринин, пре-
жде всего, удивительно думал на
сцене. Он буквально «втягивал» в
свои размышления о жизни и судьбе
человека - мужчины, специалиста в
своей профессии. Духовные «стран-
ствия» героя, его душевное станов-
ление, обретение ответственности и
истинных ценностей воспринима-
лось как важный урок жизни. Вновь
исполнитель и герой сливались в
наших глазах воедино, и невозмож-
но было понять как, какими путями
было достигнуто это слияние.
Запомнилось исполнение роли
санитарки Зойки Толоконцевой
в сцене на переправе - первая
роль первокурсницы инженерно-
экономического факультета Нины
Фетисовой на сцене студенческо-
го театра. Зойка будто предчув-
ствовала свою гибель, понимала
неосуществимость своей любви к
Ведерникову, но не сдавалась, не
уступала судьбе, гибла неслом-
ленной. Ее отчаянная стойкость
вносила в спектакль звонкую, почти
героическую ноту. Очень хорошо
играла жену Ведерникова Люсю
Аля Кольцова.
В спектакле было много актер-
ских удач, но игрался он недолго.
«Гости» из Профинтерна не задер-
жались в нашем коллективе. Оста-
лась надолго только Валя Сергеева,
студентка ЛЭТИ. Задача сформи-
ровать новый костяк студенческого
театра оставалась нерешенной.
В истории театра были зафик-
сированы многочисленные случаи,
когда согласование различных ин-
дивидуальностей в единый ансамбль,
взаимная увязка возможностей,
усиливавшая общее воздействие,
возникала вокруг отдельного удач-
ного спектакля. Эта закономер-
ность прослеживалась и в нашем
студенческом театре. Исторически
«первый состав» (так называла его
Л. В. Гердрих) сложился в работе
над «Юностью отцов» Б.Горбатова,
«второй состав» - вокруг пьесы В.
Розова «В добрый час». Теперь нужно
было найти пьесу, которая дала бы
старт «третьему составу» - студий-
цам призыва 1956-1957 годов.
После долгих поисков Людмила
Владимировна остановилась на пье-
се В. Розова «В поисках радости».
Вначале пьеса называлась «До-
рога, которой ты идешь». Именно
под этим названием она получила
третью премию во Всероссийском
конкурсе на лучшую пьесу в октябре
1957 года. И у нас она вначале шла
под этим названием. В декабре 1957
года состоялась премьера в БДТ, а
в декабрьском номере «Театра» за
1957 год пьеса была напечатана уже
под названием «В поисках радости».
Сам В. Розов так объяснил смысл
перемены названия: «Мне хочется
рассказать о том, что молодежь
иногда не понимает разницы между
радостями и удовольствиями. Она
нередко путает эти два понятия и не
сознает, что удовольствия добыва-
ются сравнительно легко и нередко
просто за деньги. Иначе обстоит
дело с большими человеческими
радостями, которые приходят к
людям значительно более сложны-
ми путями и достигаются большой
затратой сил»3.
Работа над спектаклем началась
зимой 1957-1958 гг. Премьера со-
стоялась в апреле 1958 года. Обстоя-
тельства сложились счастливо для
нас: рождение «третьего состава»
состоялось.
Прежде всего, нас увлекла сама
пьеса. Казалось бы, бытовая коме-
дия, близкие, понятные, житейски
обыкновенные события, но в то же
время - острое противостояние,
столкновение взглядов, антагонизм
позиций, драматические и даже
трагические ноты. Видимо, здесь мы
чувствовали перекличку с противо-
речиями периода «хрущевской отте-
пели», которые были остро ощутимы
в то время. События спрессованы во
времени: один день семьи Савиных
вместил в себя и бунт молодых героев
против лжи и вещизма, и семейный
скандал, и объяснение в любви, и
диалог-диспут о смысле человеческой
жизни, и разрыв, уход из семьи стар-
шего сына с женой.
...Савин-отец не вернулся с
фронта. Лишь сабля на стене над
диваном осталась как память о
погибшем солдате. Теперь духов-
ный уклад семьи определяла мать
Клавдия Васильевна. Жили дружно,
хотя и бедно. Но появилась Леноч-
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 47 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст