Г
ород глазами горожан: Петербург в памяти поколений
ка, жена старшего сына Федора.
Федор забросил науку, весь ушел
в погоню за заработками. Леночка
целыми днями гонялась по Москве
за мебелью, подписными издания-
ми. Чем дальше, тем больше росла
отчужденность Федора и Леночки
от остальных членов семьи.
Особенно остро воспринимал
непростую семейную ситуацию
младший член семьи шестнадца-
тилетний Олег. В замечательном
исполнении студента мехмаша
Вити Аппеля - это мечтатель и поэт,
мальчишка с неуемной фантазией и
чистой душой. Именно в руки Олега
вложил автор отцовскую саблю, что-
бы крушить приобретения Леночки,
то, что для Олега символизировало
мещанское перерождение Федора.
После того семейного скандала
произошел разговор Клавдии Ва-
сильевны и Федора о человеке, его
деле, долге перед самим собой, о
счастье. Федор сделал свой выбор,
ушел с Леночкой из дома. Но он
оставил дома частичку души - за-
ветную рукопись.
Автора интересовал путь моло-
дых к идеалу, обретение ими нрав-
ственных критериев. Параллельно
с семейной историей Савиных мы
наблюдали жизнь еще двух семей
по соседству: спекулянтки Таисии
Васильевны с дочерью Мариной и
гостя из сельских краев, домашнего
деспота и жилу Лапшина, его сына
Геннадия. Мы видели отрицание
Мариной поступков матери. Воз-
можно, сегодня Таисия Васильевна
была бы преуспевающим предпри-
нимателем и уважаемым членом
общества, но тогда мы воспринимали
спекуляцию именно так. Шла борьба
и в душе Геннадия (прекрасная работа
студента мехмаша Лени Дудика). Под
влиянием Олега он ломал себя, мучи-
тельно перестраивал свое сознание.
Он хотел стать своим в мире Сави-
ных. Бунт Геннадия против отца - это,
по сути, приговор самой жизни образу
мыслей и поведению Лапшина.
После ухода Федора, дети успо-
каивали Клавдию Васильевну: «Мы
любим тебя, мама. Не бойся за нас».
Но, тем не менее, очевидно, что
дальнейшие судьбы героев могли
сложиться по-разному. Открытый
финал адресовал разрешение обо-
значенных противостояний зри-
тельному залу.
В этой пьесе для всех студийцев
нашлась интересная работа, а все
роли нашли достойных исполните-
лей. Л. В. Гердрих проявила боль-
шую чуткость и проницательность,
назначив на роль Клавдии Васи-
льевны, женщины под пятьдесят,
матери четверых детей Валю Серге-
еву, которой было едва за двадцать.
Валя сыграла внешне скромно, но
глубоко, точно, поистине вдохно-
венно. Это во многом определило
успех спектакля. Очень хорошо
играл Федора Игорь Селезнев,
студент электромеха. Сильнейшее
впечатление производил их диалог-
спор перед уходом Федора из семьи.
Нужно было слышать удивитель-
ную тишину в зрительном зале
во время этой кульминационной
сцены. Многие зрители не могли
сдержать слез. А мы всегда слушали
ту сцену из-за кулис.
Удачей было то, что именно
в тот момент в коллективе появи-
лись студентка гидротехническо-
го факультета Мира Лобанова
(она прекрасно сыграла Леночку),
студент-металлург Владик Морозов
(незабываемый Лапшин), студент-
ка энергомаша Таня Суровцева
(спекулянтка Таисия Васильевна).
Неизгладимое впечатление произ-
водил их дуэт: «Молодежь пошла -
дрянь! - Дрянь! - Пыль! - Пыль!.
.. -
Умные! - Вот, вот, точно, умные!»
Интересно, что когда Леночка те-
ряла контроль над собой, она вдруг
тоже начинала говорить на языке
Лапшина и Таисии.
Пьеса репетировалась быстро,
даже стремительно. Некоторую за-
держку вызвали сцены с участием
Леонида Павловича, аспиранта-
москвича из семьи дипломата,
32 лет. Эта роль была поручена
мне. Леонид Павлович упорно,
вкрадчиво добивался доверия
Тани, дочери Клавдии Васильев-
ны. Убеждал Таню (ее очень хоро-
шо играла Люда Арюткина), что в
жизни важна выгода, важно удобно
устроиться. Мне был чужд образ
мыслей того персонажа. В мои
неполные двадцать лет, для меня
это была возрастная роль. Вна-
чале ничего не получалось, роль
«не шла». Но постепенно я стал
ощущать самодовольную убежден-
ность Леонида Павловича в своей
правоте, его стремление навязать
другим свою волю и образ мыслей.
И Леонид Павлович, в конце кон-
цов, вписался в общий стройный
ансамбль той постановки.
У спектакля «В поисках радо-
сти» оказалась счастливая судьба.
В 1958-1959 годах он прошел более
сорока раз, игрался и на престижных
сценах Ленинграда, и в сельской
глубинке. Именно тем составом, ко-
торый сложился вокруг постановки,
дважды состоялись гастрольные по-
ездки: в Осьминский район Ленин-
градской области (летом 1958 года)
и в Череповец Вологодской области
(февраль 1959 года).
В конце июля 1958 года мы, тре-
тьекурсники, вернулись в Ленин-
град с производственной практики
и узнали о возможности поездки
по колхозам в период уборочной
страды. День на сборы, на закупку
продуктов (мы сами обеспечивали
свое пропитание), и вот мы уже в
Осьмино. Это юго-западный угол
Ленинградской области на границе
с Псковской. Сейчас эта территория
входит в состав Сланцевского и
Лужского районов.
Каждый день на грузовике мы
переезжали в новое село, играли в
новом клубе. Чаще всего, то были
приспособленные помещения, избы,
но практически всегда была хотя бы
небольшая сцена, занавес, закрывав-
шийся вручную. Вот что писала рай-
онная газета о нашем пребывании:
«После трудового дня в Заручьев-
ском клубе собрались труженики
колхозов «Всходы» и «9-е января».
..
10 часов вечера. Открывается зана-
вес, начинается спектакль. В зале
порой слышатся смех и восторжен-
ные рукоплескания.
Колхозники
горячо благодарили студентов за
показанный спектакль»4.
Ночевали мы в клубе, прямо на
сцене, на «ложе» из подручных ма-
териалов. Л. В. Гердрих тоже с нами.
Утром завтрак - кашу с тушенкой и
чай готовили на костре. А потом на
грузовик - и до следующего селения.
Погода стояла великолепная. Оста-
валось время на прогулки, волейбол,
купание в многочисленных озерах.
В ту поездку произошел памят-
ный эпизод. В одном из клубов были
неподходящие условия для ночлега.
Мне принадлежала идея попросить-
ся на ночлег к местным жителям, но
меня никто не поддержал. Тогда я
после спектакля обратился с такой
просьбой к супружеской паре (обо-
им лет по пятидесяти), они меня
охотно приютили. И хотя в ту ночь
я спал в «зале» на диване, мне было
очень неуютно. Утром я поспешил
49
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 48 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст