Г.
ород глазами горожан: Петербург в памяти поколений
50
к товарищам. Там все шло своим
чередом: варилась каша, паковался
наш реквизит, шла подготовка к оче-
редному переезду. Никто не сказал
мне ни слова в осуждение, все было,
как обычно. Но урок коллективизма
я получил на всю жизнь.
Всего мы показали в этой по-
ездке 16 спектаклей5. Несмотря на
то, что играли мы на малоприспо-
собленных площадках, ежедневные
выступления очень позитивно
сказались на постановке. Л. В. Гер-
дрих регулярно проводила «разбор
полетов». Спектакль укрепился,
обрел дыхание. Мы еще больше
сдружились. Те гастроли во многом
обусловили сравнительно долгую
жизнь спектакля.
В сентябре-декабре 1958 года
мы много играли «В поисках радо-
сти» на разных площадках. 17 октя-
бря 1958 года, например, состоялся
спектакль в клубе Лесотехнической
академии. Осенью 1958 года спек-
такль стал победителем смотра
театральных коллективов в системе
профсоюза работников высшей
школы и научных учреждений.
После зимних каникул, в фев-
рале 1959 года состоялась поездка
в Череповец. За неделю мы пока-
зали 8 спектаклей и 2 концертных
программы. И снова цитата, на
этот раз из нашей институтской
газеты: «Рабочие [металлургиче-
ского комбината. -
В.
В.] прини-
мали нас исключительно тепло,
но лучшей наградой для нас было,
когда рабочие, прослушав концерт
в обеденный перерыв, единодушно
объявили о своем желании остать-
ся после смены и просмотреть пря-
мо здесь, на заводе наш спектакль.
Радостно было играть для этой
живой, искренней и отзывчивой
аудитории»6.
Параллельно в последние ме-
сяцы 1958 года шли поиски новой
пьесы. Людмила Владимировна
предложила драму «Юстина» фин-
ской писательницы, эстонки по
происхождению Хеллы Вуолийоки
(1886-1954).
Пьеса была о драматической и
в то же время счастливой судьбе
Юстины, соблазненной в юности
наследником поместья, ныне судьей
Робертом. Обнаружив связь Робер-
та с Юстиной, сенатор Хармелиус,
хозяин поместья, выгнал обоих.
Беременная, Юстина осталась одна,
без всякой поддержки и участия.
После рождения сына, сенаторша
взяла Юстину обратно в имение.
Прошло семнадцать лет. Сена-
тора уже не было в живых. Юстина
управляла имением. Это развитая,
начитанная, мыслящая женщи-
на, человек-труженик. Она по-
прежнему любила Роберта, и сына
Олави воспитала в уважении и
любви к отцу.
И вот Роберт вернулся в имение
с женой и дочерью. Как результат
сплетен и пересудов соседей, поми-
мо желания Юстины возникла ситу-
ация противостояния двух женщин.
Хильда, жена Роберта, «светская
львица», не брезговала никакими
средствами для достижения своих
целей. Чтобы победить соперницу,
Хильда решила соблазнить сына
Юстины. Олави пытался покончить
с собой. Хильда была вынуждена
покинуть имение навсегда.
Несмотря на драматизм, напря-
женность коллизий, конец спекта-
кля был оптимистичен: это история
любви, сохраненной и воскресшей
спустя десятилетия, история отца и
сына, обретших друг друга.
Пьеса «Юстина» была написана
Х. Вуолийоки в 1937 году в качестве
полемического аргумента после
знакомства с трилогией Юджина
О'Нила «Траур - участь Электры».
В предисловии к «Юстине» Х. Вуо-
лийоки писала: «Не знаю почему,
но я была готова крикнуть Электре
О'Нила: «Не запирай окон и дверей
твоего дома, открой их людям и
миру.
.. Скорби по мертвым, но живи
для живых»7.
В репертуаре студенческого теа-
тра это была первая пьеса западного
автора. Почему пьеса вдруг стала
востребованной в Советском Союзе
в середине 1950-х годов? Возможно,
интерес к творчеству Х. Вуолийоки
был вызван громким успехом спек-
такля московского Малого театра
«Каменное гнездо» по пьесе Х. Вуо-
лийоки с участием В. Н. Пашенной
в главной роли (1957). «Юстина»
была переведена на русский язык
именно в 1957 году. Хороших пьес
всегда не хватает, и видимо, мысль о
том «что надо иметь мужество жить
и начать все сначала» оказалась
созвучна тому времени. Думаю, по-
влияло и то, что в нашей «труппе»
были подходящие исполнитель-
ницы на главные женские роли.
Л. В. Гердрих очень хорошо чув-
ствовала на сцене женственность и
мужество как особо ценные челове-
ческие качества. Кроме того, в пьесе
была любовь - эта тема тоже нахо-
дила отклик в душе Людмилы Вла-
димировны как режиссера. Именно
чувства как глубинная причина,
основание человеческого поведения
(а не идеи, лозунги, призывы!) стали
главным в том спектакле.
В ходе репетиций возникла
трудность: как решить сцену со-
блазнения семнадцатилетнего юно-
ши опереточной «дивой»? Тогда
Л. В. Гердрих предложила такой
прием: импровизационно сыграть
за обоих исполнителей могли все
студийцы. Было много смеха, за-
бавных ситуаций, но решение было
найдено.
Мы с интересом разбирались
в хитросплетениях характеров, об-
стоятельств, чувств. В пьесе были
и весьма непривычные для сцены
того времени мотивы. Например,
влюбленность дочери судьи Рикки
в своего сводного брата (это об-
стоятельство до поры оставалось
скрытым). Но в нашем спектакле
все эти моменты отходили на вто-
рой план. Главным были чувства,
любовь главных героев.
Премьера состоялась 26 марта
1959 года. Заглавную роль играла
Нина Фетисова. Женственность,
человеческое достоинство, лю-
бовь - этот сплав делал ее испол-
нение незабываемым. В контрасте
с ней очень ярко выглядела Мира
Лобанова - Хильда. С возрастной
ролью сенаторши Хармелиус пре-
красно справилась Валя Сергеева.
Получился спектакль о любви, в
этом был его интерес и оправдание
в нашем репертуаре.
Сезон 1958-1959 годов ока-
зался вполне успешным. Но неко-
торые студийцы оказались «в про-
стое». Тогда и состоялся разговор с
Л. В. Гердрих о переходе с многоакт-
ных пьес на отрывки, чтобы у всех
были интересные роли. Людмила
Владимировна с нами не согласилась
без объяснений: «Пока я руководи-
тель, будем играть пьесы». Конечно,
она была права: отлично понимала
культурно-воспитательное значе-
ние наших занятий. А воздействие
системы образов, «картины мира» в
развернутом полотне произведения
гораздо сильнее, действеннее, чем
исполнение роли в отрывке.
Л. В. Гердрих никогда не поо-
щряла намерения наших студийцев
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 49 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст