Г
ород глазами горожан: Петербург в памяти поколений
пойти учиться с прицелом на про-
фессиональную сцену. Напротив,
она внимательно следила за нашими
учебными делами. После каждой
сессии мы «отчитывались» за наши
результаты. Интересно, что наши
студийцы, как правило, учились
вполне успешно. Любительские за-
нятия, которые требовали немалого
времени, вовсе не мешали обретать
инженерные профессии.
Позже, в 1965 году один из уче-
ников Л. В. Гердрих 1954-1956 годы,
Миша Богин (он ушел из ЛПИ и за-
кончил ВГИК в 1962 году), поставил
фильм «Двое» и получил извест-
ность в нашей стране и за рубежом.
Мы спросили, отговаривала ли
Людмила Владимировна Мишу от
поступления во ВГИК? Характерен
ее ответ: «Конечно, отговаривала».
И добавила с лукавой улыбкой: «Но
он не послушался!».
Наступил 1960 год. Новая рабо-
та студенческого театра оказалась
совершенно не похожа на предыду-
щую: то была драма-плакат А. Зака
и И. Кузнецова «Два цвета».
В рабочем поселке Касаткино
неспокойно: противостоят два мира,
«два главных цвета». «Черный» -
хулиганы, ворье, рецидивисты.
«Красный» - комсомольцы, бри-
гадмильцы, те, кто готов на борьбу
с «накипью». Между этими полю-
сами - обычные люди, ради мира
и покоя которых и идет борьба.
Особенно запоминалась судьба за-
путавшегося и запуганного Феди
Лукашева, который пытался на-
ладить свою жизнь, избавиться от
влияния хулиганов и бандитов, но
нуждался в помощи и поддержке (ту
роль замечательно сыграл Леня Ду-
дик). Были и те, кто хотел остаться
«над схваткой».
Работа над современным ма-
териалом (пьеса была написана в
1958 г.), как обычно, шла очень бы-
стро. Мы с удовольствием искали
ритмы, приметы и черточки, харак-
терные для молодежи того времени.
Каждый исполнитель достойно вел
свою «партию» в общем ансамбле.
Но чтобы пьеса-плакат убеждала,
нужен был особый градус существо-
вания, поведения центрального по-
ложительного героя. Успех нашего
спектакля во многом определялся
участием исполнителя роли Шури-
ка Горяева Юры Соколенко. Вери-
лось в его цельность, готовность к
благородным и героическим делам.
Мужественный, естественный - он
должен был бороться и спасать.
Видя человека в беде, Шурик не
мог оставаться в стороне без по-
тери уважения к самому себе. Тема
человеческого подвига, неприметно
созревавшего в обыденной повсед-
невности, прозвучала очень сильно.
Шурик вступил в схватку с бандой
уголовников и погиб.
Сильное впечатление произво-
дили антагонисты главного героя:
циничный бандит Глотов (В. Моро-
зов), трусливо-агрессивный Глухарь
(В. Авдеев), тупой и озлобленный
Репа (Н. Федоров). Неприятие того,
что им не дано, зависть ничтожества,
бездарности при виде человечности,
высоты души, таланта жизни - вот
источник их поведения.
И все же наш спектакль был не
просто о борьбе с хулиганством. И
даже не внутреннее родство хули-
ганства с фашизмом, о чем говорится
в пьесе, становилось главным. «От
хулиганства до фашизма расстояние
короче воробьиного носа», - эти
слова М. Горького цитировались в
пьесе. Но запоминалось, производила
наибольшее впечатление опасность
тех, кто умывал руки, проходил мимо.
Равнодушие не просто граничит, а
часто и приводит к преступлению,
всегда попустительствуют злу. Адво-
кат Борис Родин (его играл студент
мехмаша Валерий Устименко) про-
являл безучастность к чужой судьбе.
Отказ Бориса помочь Шурику в его
заботах о Феде и привел к трагедии.
Осенью 1960 года началась
подготовка к первому юбилею,
десятилетию студенческого театра
ЛПИ. Для постановки была выбра-
на русская классика - «Таланты и
поклонники» А. Н. Островского.
Такая пьеса для любительского
театра - всегда очень ответственный
экзамен. Но, думается, мы были «во
всеоружии»: наш «третий состав»
был хорошо подготовлен, роли
разошлись очень удачно, клуб ЛПИ
оказал поддержку с костюмами и
оформлением.
Репетиции проходили с боль-
шим подъемом. Долго работали над
первым действием: устанавливались
образы и отношения, шел поиск, мы
приспосабливались к непривычно-
му материалу. Но когда справились
с первым действием, работа пошла
очень быстро. Весь процесс про-
должался всего около трех месяцев,
репетиции в разных составах шли
ежедневно. Премьера состоялась
26 ноября 1960 года.
Снова цитирую газету «Поли-
техник» тех дней: «Воплотить на
сцене образы Островского, конечно,
нелегкая задача. Поэтому очень от-
радно отметить, что исполнители с
ней справились. Отлично провели
свои роли Нина Фетисова и Ва-
лерий Устименко. Созданные ими
образы Саши Негиной и Пети Ме-
лузова оставили глубокое впечат-
ление. Особенно хорошо проводит
В. Устименко финал спектакля. Его
страстная исповедь звучит завер-
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 50 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст