стория образования
54
рассматривается в совокупности
с мужским коммерческим и про-
фессиональным образованием.
Краткие исторические очерки
и историю отдельных учебных
заведений, отчеты об их деятель-
ности и обзоры преподавания
ряда дисциплин писали А. Аль-
мединген, А. Сахаров, Н. Блатов,
А. Евстигнеев, А. Петров, А. Фо-
мин и другие авторы3. Особо вы-
деляется статья С. С. Григорьева
«Коммерческое образование в Рос-
сии и его нужды» (1898) и книга
М. В. Кечетджи-Шаповалова «Ком-
мерческое образование,его значе-
ние, задачи, методы и организация
(в России и за границей): статьи,
доклады, речи. 1902-1911 гг.»
(1911). В 1950-1970-е годы особая
система учебно-воспитательной
работы коммерческой школы
привлекала внимание историков
педагогики4. В 1990-е годы ис-
следователи
вновь вернулись к
истории отдельных коммерческих
учебных заведений5; также появи-
лись статьи о внедрении практики
дореволюционных коммерческих
учебных заведений в современной
школе6. Особый интерес вызывает
книга В. Р. Лейкиной-Свирской и
И. В. Селивановой «Школа в Фин-
ском переулке» (СПб., 1993), кото-
рую следует отнести к мемуарной
литературе. В последние годы у
историков появилась тенденция к
обобщению имеющегося материа-
ла; на этом пути успешно работает
исследователь Ю. Н. Маслов.
15
апреля 1896 года в Рос-
сии был впервые принят закон о
коммерческом образовании7. В
Петербурге, например, к тому вре-
мени уже несколько десятилетий
существовало Александринское
женское коммерческое училище.
Положением вводились 4 раз-
ряда учебных заведений: торговые
классы, торговые школы, коммер-
ческие училища и курсы коммер-
ческих знаний. Они находились в
ведении Министерства финансов
по департаменту торговли и про-
мышленности. Во всех учебных
заведениях разрешались приго-
товительные классы. В коммерче-
ских училищах в преподавании
делался акцент на коммерческое
образование. Каждое открывав-
шееся коммерческое учебное
заведение обязано было иметь
собственный устав. Содержались
коммерческие школы на средства
земств, городов, сословных ор-
ганизаций и местных обществ, а
также на пожертвования и редко
на пособие от казны. Доход их
планировался из платы за обуче-
ние, пожертвований и процентов
с принадлежавших капиталов.
Заведование возлагалось на По-
печительный совет, состоявший из
председателя, директора учебного
заведения, и членов совета. Штат-
ные преподаватели определялись
согласно уставным документам;
назначались те из них, кто соот-
ветствовал ведомственным раз-
рядам (Министерства народного
просвещения, Военного мини-
стерства и ведомств учреждений
императрицы Марии), и проходил
должные испытания. Штатные
преподаватели специальных пред-
метов определялись из числа тех
лиц, кто имел свидетельства на
право преподавания этих пред-
метов. Необходимые аттестаты
выдавались департаментом тор-
говли и мануфактуры после сдачи
дополнительного испытания и
непосредственной подготовки
в учебном заведении. При этом
преподаватели бухгалтерии и
коммерческой корреспонденции
назначались из выпускников сред-
ней школы. Занятость штатных
преподавателей ограничивалась
12 уроками в неделю. Содержание
из окладов они получали соот-
ветственно: 840, 960, 1080 и 1200
рублей в год (в училищах), и 600,
720 и 840 рублей в год (в торговых
школах8). За сверхштатные уроки
преподавание оплачивалось от
50 до 60 рублей за годовой час.
Преподаватели и воспитатели
пользовались правами на пенсии
и единовременные пособия9.
«Положение о коммерческих
учебных заведениях и расписание
должностей в означенных учебных
заведениях» было изменено ре-
шением Государственного Совета
10 июня 1900 года (Об изменении
Положения о коммерческих учеб-
ных заведениях. СПб., 1900.), а
также решением Государственного
Совета от 1 декабря 1903 года10.
Дополнения касались женско-
го коммерческого образования,
частных коммерческих учебных
заведений, образовательного цен-
за преподавателей и других вопро-
сов. На основе этих актов каждое
учебное заведение составляло
собственный устав, который был
разделен на ряд разделов (общую
часть, об учащихся, правах служа-
щих и средствах школ). Кроме того,
деятельность коммерческих учеб-
ных заведений регулировалась
множеством подзаконодательных
актов (правилами, инструкциями,
циркулярами учебного отдела
Министерства финансов, поз-
же - Министерства торговли и
промышленности, попечителей
учебных округов, Петербургской
контрольной палатой и др.).
По Положению о коммерче-
ских учебных заведениях 1896
года коммерческие училища и тор-
говые классы, в том числе для жен-
щин, предлагали длительный срок
и сложную программу обучения
для создания резерва специали-
стов на ближайшую перспективу,
поэтому в них принимались дети
и подростки. Торговые классы
и курсы коммерческих знаний
имели более короткие сроки обу-
чения и упрощенную программу,
были призваны удовлетворять
текущие потребности экономики в
коммерческих кадрах. Они давали
минимальные профессиональные
знания подросткам и взрослым
людям, уже занятым в коммерче-
ской сфере11.
Коммерческие учебные за-
ведения с 1904 года перешли под
надзор Учебного отдела Мини-
стерства торговли и промышлен-
ности. Государство отказалось
от бюджетного финансирования
создававшихся учебных заведе-
ний, оставив за собой контроли-
рующие функции. Содержались
они по-прежнему на средства
городских обществ, земств, част-
ных лиц и лишь в редких случаях
могли рассчитывать на финансо-
вую поддержку государственного
казначейства. Финансирование
коммерческой школы было сме-
шанным. Основной статьей до-
хода являлась плата за обучение
(50% бюджета общественных
коммерческих учебных заведений
и 80-90% - частных); другим ис-
точником дохода были средства
учредителей (сборы с сословных
и промышленных свидетельств,
пособия сословных организаций,
частных лиц). При этом сборами с
пособий от городов и земств могли
воспользоваться лишь торговые
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 53 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст