/
і <
стория образования
школы и торговые классы. В сто-
лице в образование немало средств
вкладывала купеческая управа12.
Наиболее известными жертвовате-
лями коммерческого образования
были как те, кто осознавал необхо-
димость его широкомасштабного
развития, так и те, кто стремились
увековечить собственное имя
(А. Г. Елисеев, Э. Л. Нобель,
Н. Ф. Солодов, П. С. Елисеев,
Н. А. Терещенко и др.).
В 1896 году в Российской импе-
рии насчитывалось 8 коммерческих
учебных заведений с 2500 учащих-
ся13; из них в Петербурге действо-
вали 414. По Положению о коммер-
ческих учебных заведениях 1896 г.
(п. 61,63-64) женские курсы могли
возглавлять женщины, преподава-
ли на них также женщины, имев-
шие аттестаты об окончании VIII
(педагогического) класса женских
институтов и гимназий15. Пода-
вляющее число преподавательниц
коммерческой школы окончили Пе-
тербургские частные женские гим-
назии (М. А. Лохвицкой-Скалон,
Э. П. Шаффе, В. Н. Хитрово и др.),
ведомственные гимназии и Петер-
бургские высшие женские курсы.
Ежегодное число выпускниц в
конце XIX века в тех учебных за-
ведениях не превышало 30 человек.
Молодые женщины трудоустраива-
лись счетоводами, помощницами
бухгалтеров и статистами16.
«Дополнения к Положению
о коммерческих учебных заведе-
ниях» 1900 года затронули статус
преподавательниц коммерческих
училищ. Выпускницы высших
женских учебных заведений ста-
новились штатными преподава-
тельницами коммерческих учеб-
ных заведений наравне с мужчи-
нами. Причем к преподаванию
общеобразовательных предметов
допускали лишь выпускниц Выс-
ших женских курсов, Мариинских
педагогических женских курсов и
педагогических классов, специ-
альных классов французского
языка при Санкт-Петербургском
сиротском Николаевском инсти-
туте. Также преподавательницы с
высшим образованием получали
свидетельства из учебного отдела
курирующего министерства на
право преподавать бухгалтерию и
коммерческую корреспонденцию
в мужских и женских торговых
школах и торговых классах17.
По данным А. Сахарова, в 1903
году в России насчитывалось 147
коммерческих учебных заведений с
32 251 учащимся18, из них в столице,
кроме названных ранее, действова-
ли 4 вновь созданные коммерческие
школы для женщин19.
К 1 января 1916 года система
коммерческой школы в Россий-
ской империи разрослась до 602
учебных заведений (максималь-
ное число учащихся приходи-
лось на 1913-1914 учебный год -
90 637 человек): 260 коммерче-
ских училищ, 169 торговых школ,
38 торговых классов, 135 курсов
коммерческих знаний20. В Петер-
бурге возникли новые коммерче-
ские учебные заведений для жен-
щин (в большинстве из них вводи-
лось совместное обучение)21.
Торговые классы - низший
тип коммерческих учебных заве-
дений, предоставлявший лицам
не моложе 12 лет, и получившим
начальное образование (или на-
чальное коммерческое образо-
вание), необходимые сведения
для торгово-промышленной дея-
тельности. Так, в общественных
торговых классах Петербургского
общества коммерческого обра-
зования преподавались Закон
Божий, русский язык, арифметика
с коммерческими вычислениями,
бухгалтерия с торговой корре-
спонденцией и другие предметы,
которые учащиеся выбирали по
собственному усмотрению. Курс
каждого предмета продолжался
не более двух лет. Обучение было
рассчитано на один и на три года,
но с разрешения Министра фи-
нансов могло было быть продлено
на один год. Занятия проводились
без отрыва от основной деятель-
ности22, средняя годовая плата
ученика составляла 9 рублей.
Большинство обучавшихся со-
ставляли крестьяне и мещане23.
Ступенью выше были курсы
коммерческих знаний, которые
делились на коммерческие, кон-
торские, бухгалтерские и курсы
различных предметов коммерче-
ской специальности. Обучение
на них проходили от нескольких
месяцев до одного года крестьянки
и мещанки, получившие среднее
образование. Основу программы
преподавания составляли: бух-
галтерия с коммерческой корре-
спонденцией, коммерческая ариф-
метика, политическая экономия,
законоведение и коммерческая
география, а также специальные
предметы, вводившиеся с раз-
решения министра финансов.
Среди необязательных предметов
были иностранные языки (немец-
кий, французский, английский),
нотное дело, книжное дело и др.
Средняя годовая плата ученика на
общественных курсах равнялась
58 рублям, на частных - 97 рублям.
В Петербургских торговых классах и
курсах коммерческих знаний общее
число преподавателей обоего пола до-
ходило до 300 человек (на 1904-1905
учебный год), почти все они устраи-
вались по вольному найму24.
При специальных коммерче-
ских курсах устраивались вечер-
ние занятия; к ним допускались
слушательницы и вольнослуша-
тельницы. Занятияпроходили еже-
дневно, по два часа. Плата составля-
ла 100 рублей и вносилась по полу-
годиям. Так, вечерние женские ком-
мерческие курсы П. О. Ивашинце-
вой за пять учебных лет (с 1891-1892
учебного года по 1895-1896 учеб-
ный год) окончили 32 женщины;
16 из них поступили на службу в
различные коммерческие, банков-
ские учреждения, одна вышла за-
муж, четыре находились при роди-
телях, пять были в поисках работы,
о шести сведений не имелось25.
В торговые школы поступали
дети крестьян, мещан, ремес-
ленников, мелких торговцев,
рабочих, прислуги. По одно- и
трехклассной системе обучались
лица после 12 лет, получившие об-
разование не ниже двухклассного
сельского училища. Программы
обучения торговых школ отли-
чались. В одноклассных школах
преподавались Закон Божий,
русский язык, коммерческая
арифметика, бухгалтерия с ком-
мерческой корреспонденцией,
коммерческая география России
(преимущественно местного тор-
гового района), каллиграфия. В
трехклассных школах добавля-
лось преподавание коммерции в
связи со сведениями по торговому
и промышленному законодатель-
ству, коммерческой арифметики
в связи с необходимыми сведе-
ниями из алгебры, оснований
геометрии, отечественной исто-
рии, сведений о товарах местного
торгового района и иностранные
55
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 54 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст