стория образования
56
языки26. Средняя годовая плата
ученика в столичных обществен-
ных учебных заведениях состав-
ляла - 48 рублей, в частных -
87 рублей. Число преподавателей
в 1904-1905 учебном году доходи-
ло до 766, из них штатными были
127 человек27.
Семи- восьми- и трехклассные
коммерческие училища пред-
ставляли собой привилегирован-
ный тип среднего коммерческого
учебного заведения. Для общего и
коммерческого образования при-
нимались девочки и мальчики не
младше 10 лет с объемом знаний,
необходимым для поступления
в реальное училище; только для
коммерческого образования при-
нимались дети после IV клас-
са ведомственных гимназий. В
коммерческих училищах препо-
давались Закон Божий, русский
язык и словесность, два новых
языка, история, география, ма-
тематика, естественная история,
физика, коммерческая арифме-
тика, бухгалтерия, коммерческая
корреспонденция, политическая
экономия, законоведение, химия
и товароведение с технологией,
коммерческая география, калли-
графия, рисование и гимнастика,
а также в качестве необязатель-
ных предметов черчение, стено-
графия, пение, музыка, танцы
и иностранные языки28. Число
недельных уроков в 1904-1905
учебном году доходило в I классе
до 27, со II по VI класс - до 30, в
старших классах - по 3129; коли-
чество преподавателей достигало
1772 человек обоего пола (из них
штатных было 462). Средняя го-
довая плата ученика равнялась
100 рублей в общественной школе
и 150 рублей в частной30. В струк-
туре коммерческих училищ была
строгая иерархия, которая видна
из анализа рода занятий родите-
лей, платы за обучение и бюджетов
школ. В 1904-1905 учебном году
высокопоставленные чиновники,
предприниматели платили за
обучение одного ребенка до 300
рублей в год (при этом бюджет
Тенишевского училища состав-
лял 185 368 рублей 16 копеек);
купцы, торгово-промышленные
служащие - до 200 рублей (при
бюджете Выборгского коммерче-
ского училища в 49 989 рублей,
Александринского женского ком-
мерческого училища в 55 781 ру-
блей 13 копеек); мещане, ремеслен-
ники - до 90 рублей (с бюджетом
частных женских коммерческих
училищ - Э. Ф. Грюнталь в 22 541
рублей 25 копеек, М. Е. Хворовой
в 13 430 рублей); крестьяне, при-
слуга - до 60 рублей (при бюджете
женского коммерческого училища
В. Я. Олава при евангелическо-
лютеранской церкви Христа Спа-
сителя в 11 430 рублей)31. Таким
образом, становится ясно, что
коммерческие училища были не
доступны для большинства людей,
занятых торгово-ремесленной
деятельностью; большинство
учащихся были детьми торгово-
промышленных служащих и пред-
принимателей.
Популярность коммерческих
учебных заведений всех типов
быстро росла. В младших классах
коммерческих училищ на дом
не задавали домашних заданий,
основная работа проходила в
классах, система отметок была за-
менена «индивидуальными лист-
ками», экзамены - репетициями,
отменялась система наказаний,
поощрялись совместные образо-
вательные экскурсии и прогулки
учителей и учеников. В старших
классах коммерческих училищ
на занятиях преподаватели стре-
мились «удовлетворять современ-
ным требованиям русской жизни,
предоставляя возможность по-
лучить практическую подготовку
к коммерческой и юридической
деятельности, знакомя не только
с разнообразными бухгалтерски-
ми работами, необходимыми для
службы в торгово-промышленных
и финансовых учреждениях, но и с
русским законодательством и при-
том настолько, чтобы окончившие
могли заключать обязательства,
составлять всякого рода акты,
знать судебные обрядности и др.».
Педагоги готовили слушателей к
преподавательской деятельности в
коммерческих учебных заведениях,
оказывали содействие всем желаю-
щим в изучении коммерческих наук
в целях самообразования32.
Принцип развивающего обу-
чения переносился на приемы
и методику преподавания, такт
и умение педагога. Основопо-
лагающей позицией в обучении
была связь с жизнью, понимаемая
учителями как приобретение
утилитарных сведений и умение
ориентироваться и приспоса-
бливаться к окружающей среде.
Примером может служить экс-
курсионная программа 1906-1907
учебного года частного коммер-
ческого училища Н. М. Глаго-
левой33. Каждый четверг после
12 часов дня, а также в период с
15 мая по 1 июня отводились для
проведения экскурсий учащихся
под наблюдением преподавателей
для иллюстрации пройденного
курса по природоведению, гео-
графии, истории, товароведению
и другим предметам (экскурсии
осущ ествлялись для осмотра
пригородов столицы, различных
музеев); посещение фабрик и
заводов, пригородных хозяйств
совершалось с целью наглядного
ознакомления с производством
товаров, организацией сбыта и об-
мена продуктов труда. Экскурсии
учеников, популярные лекции,
катания на лыжах, конках, дет-
ские праздники в коммерческих
училищах признавались совмест-
ной работой семьи и школы: педа-
гогические советы согласовывали
свои действия с обществами улуч-
шения быта учащихся из числа
родителей34.
В России на 1908-1909 учеб-
ный год в 160 коммерческих учи-
лищах преподавали 742 женщи-
ны-педагога и обучалось 6816
учащихся-женщин; в 90 торго-
вых школах соответственно -
234 учительницы и 3061 учени-
ца; в 22 торговых классах - 41
учительница и 716 учениц; на
44 курсах коммерческих знаний -
31 учительница и 1081 ученица35.
После революции 1905-1907
годов Министерство торговли
и промышленности сузило гра-
ницы автономии коммерческой
школы, взяв курс на централиза-
цию руководства коммерческими
училищами, что привело к явному
сокращению популярных мер в
процессе обучения, но никак не
повлияло на сближение с казенной
средней школой.
Выпускницы средних ком-
мерческих учебных заведений
поступали на Петербургские по-
литехнические курсы, Высшие
женские курсы в Сельскохозяй-
ственный институт. Некоторые
из них заслужили всемирную
известность (например, Н. С. На-
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 55 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст