деждина), большинство завоева-
ло высокий авторитет в тех об-
ластях науки и производства, в
которых они трудились; многие
продолжали оставаться скром-
ными, т.е. самыми необходимыми
специалистами (учителя, врачи,
инженеры, строители и др.). По
словам В. Р. Лейкиной-Свирской и
И. В. Селивановой, «всех их отли-
чало демократическое и гуманное
отношение к окружающим, беско-
рыстие и преданность к выбранной
профессии»36.
Желавшие продолжить ком-
мерческое образование после окон-
чания коммерческих училищ по-
ступали в Санкт Петербургский
институт высших коммерческих
знаний (1912-1918). В нем препо-
давали французский, немецкий,
английский языки, всеобщую
историю, физику, химию, поли-
тическую экономию, статистику,
товароведение, историю хозяй-
ственного быта, историю торгов-
ли, счетоводство, коммерческие
стория образования
вычисления, экономическую гео-
графию, экономию промышлен-
ности и торговли, государственный
кредит, коммерческую корреспон-
денцию, финансовые вычисления,
банковское дело, государственное,
административное, гражданское,
вексельное, страховое, торговое,
финансовое, конкурсное, уголов-
ное, международное публичное и
частное право; вели практические
занятия по бухгалтерии, граждан-
скому и торговому праву37.
Другая возможность получе-
ния дальнейшего коммерческого
образования предоставлялась на
Высших коммерческих курсах
М. В. Побединского (1906-1920).
Администрация учебного за-
ведения помогала выпускницам
в поиске работы. После проше-
ния на имя учредителя курсов
М. В. Побединского с указанием
приобретенных навыков и заявки
на профиль деятельности, окон-
чившие получали письмо с имев-
шимися в специальной базе дан-
ных вакансиями; кроме того, при
необходимости М. В. Побединский
лично давал свои рекомендации
при устройстве на работу38.
В Санкт-Петербурге на рубеже
ХІХ-ХХ веков в условиях разви-
тия капиталистических отноше-
ний женская коммерческая школа
имела устойчивую тенденцию к
росту. Благодаря направленности
на практическую деятельность ее
система преподавания успешно
конкурировала с казенной. В
структуре коммерческих учебных
заведений наблюдалась строгая
иерархия, отслеживавшаяся по
роду занятий родителей, плате
за обучение и бюджетам учебных
заведений. Большинство горожан,
занятых в торгово-ремесленной
сфере, могли рассчитывать на по-
лучение лишь элементарных ком-
мерческих знаний. Выпускницы
женской коммерческой школы в
столице пополняли ряды контор-
ских, бухгалтерских служащих,
становились статистиками.
1
Зенченко Н. С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала XX века (на материалах Санкт-
Петербургских коммерческих училищ). М., 1953. С. 63.
2
Вахромеева О. Б. Экскурсии в коммерческом образовании дореволюционной России / / Мир экскурсий. 2008. № 4. С. 12-13.
3 Альмединген А. А. Частные учреждения по коммерческому образованию в городе Москве / / Техническое образование. 1904.
№ 3; Фомин А. Участие общества в жизни коммерческих училищ / / Вестник коммерческого образования. 1905. Т. 1. Кн. 5; Сахаров А.
Наши коммерческие школы и их общественное значение / / Русская школа. 1906. № 4; Блатов Н. Коммерческое образование в России
в 1906-1907 уч.г. / / Коммерческое образование. 1909. № 7; Евстигнеев А. Наши торговые школы / / Техническое и коммерческое об-
разование. 1909. № 4; Смирнов В. О преподавании товароведения в торговых школах / / Там же. 1914. № 4.
4 Зенченко Н. С. Коммерческие училища, как общеобразовательная школа России начала ХХ века (на материале Санкт-
Петербургских коммерческих училищ). М., 1953; Парникель Б. М. История коммерческой средней школы в дореволюционной России.
М., 1954; Михайлова М. П. А. Герман / / Педагогика. 1967. № 2; Она же. П. А. Герман (к столетию со дня рождения) / / Там же. 1968.
№ 5; Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971.
5 Таранков В. И. Об экономическом образовании в России / / Деньги и кредит. 1992. № 12; Соколов Я. В., Ковалев В. В. Коммер-
ческое образование в дореволюционной России / / Бухгалтерский учет. 1993. № 10; Новиков В. И. Школа российских интеллектуалов
/ / Педагогика. 1993. № 4.
6 Наринский А. С. Из нашего профессионального прошлого: коммерческие училища / / Бухгалтерский учет. 1992. № 7.
7 Собрание узаконений и распоряжений правительства. СПб., 1896. № 70. Ст. 775.
8 ЦГИА. СПб. Ф. 967. Оп. 1. Д. 3973. Л. 3-4.
9 Об утверждении положения о коммерческих учебных заведениях и расписания должностей в означенных учебных заведениях
/ / Техническое образование. 1896. № 5. С. 3-7.
10 Положение о коммерческих учебных заведениях. Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища
/ Сост. З. П. Евзлин. СПб., 1905. С. 20.
11 Маслов Ю. Н. Коммерческое образование в России в конце XIX - начале XX в.: Автореф. дис. .
.. канд. ист. наук. Курск, 2001.
С. 18.
12 Османов А. И. Купеческое самоуправление в Петербурге во второй половине XIX века / / Предпринимательство и общественная
жизнь Петербурга. Очерки истории. Вып. 2. СПб., 2003. С. 28.
13 Сахаров А. Наши коммерческие школы и их общественное значение. СПб., 1906. С. 8.
14 Александринское женское коммерческое училище купеческого общества (основанное в 1853 г. и преобразованное в 1886 г.), частные
женские коммерческие курсы П. О. Ивашинцевой (1889), общественные торговые классы Общества коммерческого образования (1896),
курсы коммерческих знаний - первые в России частные женские курсы счетоводов, основанные выпускницей Бестужевских курсов
М. М. Соковой (ур. Красновой) (1897), общественные счетоводные курсы Общества распространения коммерческих знаний (1899).
57
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 56 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст