П
,
ригороды
В. А. Коренцвит
галереи на Морском канале
в Ниф нем саду Петергофа
С 70-х годов прошлого века в
знаменитых дворцово-парковых
ансамблях Петербурга ведутся
планомерные археологические рас-
копки. Необходимость изучения
утраченных сооружений обуслов-
лена задачей комплексной научной
реставрации. В том, что некоторые
произведения садового искусства
удалось вернуть из небытия есть
заслуга и археологов. Однако про-
цесс реставрации и даже само на-
чало работ откладываются на годы и
десятилетия. И вновь поднимаются
вопросы, казалось, уже однозначно
решенные: воссоздавать или приме-
риться с утратой. Но независимо от
того, как сложится судьба конкрет-
ных памятников, будут ли они вос-
становлены, или временно, конечно,
временно, возобладает мнение, что
«хватит, наконец, плодить новоде-
лы», результаты археологических
исследований имеют самостоя-
тельную ценность. Они помогают
понять подлинную историю форми-
рования и развития архитектурных
ансамблей, знавших на своем веку
периоды расцвета и упадка.
Вслед за рассказами о раскопках
в Летнем саду*, продолжим зна-
комство читателей с результатами
многолетних изысканий в Петер-
гофе, Ораниенбауме, Павловске и
Царском Селе.
Программа археологических
исследований в Петергофе, раз-
работанная в 1976 году научными
сотрудниками Петергофского музея-
заповедника совместно с архитек-
торами 9-й мастерской института
«Ленпроект» и утвержденная ГИОП,
предусматривала последователь-
ное изучение петергофских парков.
Одно перечисление исчезнувших
памятников, уже исследованных ар-
хеологами, заняло бы слишком много
места. Скажем лишь, что раскопки
велись на всей территории Нижнего
* См. напр.: История Петербурга.
2009. № 4; 2010. № 2. -
Ред.
сада, в Верхнем саду, на Царицыном
острове, в «Александрии», Англий-
ском и Луговом парках и в самом
Петродворце.
«Кривые галереи» на Морском
канале, другое их название «Кру-
глые галереи», относятся к числу тех
петергофских достопримечатель-
ностей, с потерей которых, несмотря
на то, что она случилась давно, в
царствование Екатерины II, трудно
примириться: столь ответственную
роль играла та постройка в ансамбле
центральной части Нижнего сада.
Устроенный в 1710-х годах Морской
канал служил для прибывающих
морем парадным въездом в Петер-
гоф. Он идет от подножия Большого
каскада до берега Финского залива
и далее по мелководью уходит,
огороженный земляными дамбами,
далеко в залив, где заканчивается
небольшой гаванью.
Архитектурному оформлению
канала Петр I уделял особое вни-
мание. В 1722 году в начале канала
архитектор Н. Микетти поставил на
Большом партере два павильона -
«Галереи в цветниках», на месте кото-
рых теперь стоят мраморные галереи
А. Н. Воронихина. От галерей вдоль
аллей по сторонам канала тянулись
затейливые трельяжные решетки с
нишами для фонтанов. Петр I предпо-
лагал поместить в фонтанные бассей-
ны свинцовые позолоченные фигуры
«из Эзоповых фабул», подобием тех,
что видел в Версале.
В 1722 году в том месте, где
береговая часть канала смыкалась
с прибрежной, был устроен шлюз,
рядом с которым Петр I приказал
разместить деревянные колоннады1.
В начале 1723 года двор находился
в Москве, где шли приготовления к
коронации Екатерины Алексеевны.
18 января в Москву из Петербур-
га по вызову императора выехал
Н. Микетти в сопровождении своего
ученика и переводчика Ф. Исакова с
проектами новых построек в Петер-
гофе, в том числе галерей у шлюза.
По счастью, «чертежи новые» сохра-
нились и среди них рисунок с изо-
бражением тех галерей2.
. Надпись на
рисунке: «Пункт 3. А. Галдареи под-
ле слюза» повторяет распоряжение
Петра: «Пункт 3. Подле Большого
слюза сделать две галереи деревян-
ные полукругленные с столбами
крытыми, как на чертеже явствует
под буквою А»3.
Чертеж не подписан, но ха-
рактерная манера исполнения не
оставляет сомнения в авторстве
Н. Микетти4. На рисунке дана пер-
спектива Морского канала с видом
на залив. Галереи представляют
67
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 66 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст