П
р
ригороды
68
Н. Микетти. Кривые галереи на Морском канале. Проектный рисунок.
1723 г. ГМИ СПб.
собой развернутые по дуге лицом
к Большому дворцу колоннады,
в каждой из которых девять пар
колонн. По мнению Н. И. Архи-
пова и А. Г. Раскина, изображены
ионические колонны, но хорошо
видно, что колонны имеют более
простую капитель, скорее всего,
тосканского ордера5. На венчающей
крышу балюстраде по осям колонн
поставлены на тумбах декоративные
вазоны.
Как ни странно, на рисунке га-
лереи развернуты не симметрично:
восточная своим торцом замыкает
идущую вдоль канала аллею, тогда
как западная выходит за границу
аналогичной аллеи. Очевидно, Ми-
кетти намеренно несколько развер-
нул западную галерею, чтобы лучше
показать ее фасад. Несомненно,
колоннады должны были стоять
так или иначе, но обязательно сим-
метрично по отношению к каналу, а
как именно - предстояло выяснить
археологам.
Архитектор И. Браунштейн
уже 20 февраля затребовал к делу
галерей строительные материалы;
бревна, дубовые доски, а также
доски толщиной 2 дюйма «мягкого
дерева на дело полов»6. 13 июня
Петр I приказал к Петрову дню (к 27
июня) «Галереи у слюза поставить и
хотя только белою краскою выпи-
сать»7. Колоннады предполагалось
расписать «под мрамор», но, желая
завершить работы к знаменательной
дате, Петр разрешил их временно
побелить. Посетивший Петергоф
в 1736 году иностранец К. Р. Берк
План Морского канала
c изображение Кривых галерей.
1730-е гг. РГИА
даже не заметил, что колонны дере-
вянные: «Там, где начинается твер-
дая земля, - писал он о Морском
канале, - по обе стороны полукру-
гом стоят колонны с мраморными
столбами, но крыши из дерева и
гипса»8. В 1737 году канцелярия от
строений распорядилась: «У слюза
старую Кривую галерею разобрать и
кровлю покрыть досками и холстом,
також выконопатить и засмолить и
парусным холстом покрыть, дабы
течи не было. И что к лучшему укра-
шению тех галерей подлежит, о том,
учиня рисунки, заархитектору Да-
выдову предложить»9. Деревянные
галереи часто подвергались почин-
кам: в 1728, 1737, 1740, 1743 годах.
Насколько мне известно, последнее
упоминание колоннад содержится
в рапорте асессора Семена Ларина
директору Канцелярии строений
И. И. Бецкому от 18 марта 1769
года. Документ ценен еще и тем,
что в нем упоминаются «галереи в
цветниках» и трельяжные решетки:
«В Нижнем саду около цветников и
по каналу трельяжи весма починить
можно.
.. Против (прежних. -
В. К.)
резные штуки зделать на здешнем
мастерском дворе и по исправлению
выкрасить столярство зеленою, а
резьбу белою краскою. Пред теми
цветниками в голлереях у потолков
плафоны згнили. Не повелено будет,
подбив холстом, расписать хотя об-
лака. а в покоях квадраторных ра-
боту фальшиваго мрамора починять.
По краю пола плита переберется и
вместо ломанной употребиться от
галерей, которые под конец канала
к морю, а там вместо того заслать до-
сками»10. Отсюда можно заключить,
что в Кривых галереях устроенные
в 1723 году деревянные полы были
позднее заменены на плиточные. А
незадолго до разборки в галереях
вновь настлали дощатые полы.
Точная дата гибели памятника
не установлена. На плане Петерго-
фа Сент-Илера, 1775 года, галерей
уже нет. Следовательно, они были
разобраны где-то между 1769 и 1775
годами, но никак не в 1777 году
«во время наводнения», как считал
В. Е. Ардикуца11. Скорее всего, они
снесены в 1770 году, когда начались
работы по облицовке гранитом сте-
нок Морского канала и шлюза.
Кроме рисунка Микетти, из-
вестны еще три архивных чертежа
с изображением в плане Кривых
галерей. На одном, около 1734 года,
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 67 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст