П
р
ригороды
70
но. Опираясь на данные раскопок,
легко определить и вертикальные
размеры постройки. Как известно,
модулем в ордере служит нижний
диаметр колонны. По правилам
архитектуры он равен половине диа-
гонали плинта под базой колонны.
Исходя из ширины фундамента
(0,52 м) максимально возможные
размеры квадратного плинта - 0,51х
0,51 м. Диагональ квадрата со сто-
роной 0,51 м равна 0,72 м (1 арш.).
Следовательно, нижний диаметр ко-
лонны - 0,36 м. Заметим, тот же диа-
метр у тосканских колонн в галереях
Микетти на Большом партере. Вы-
сота последних равна 8 Д (2,88 м), а
общая высота этих галерей - 4,68 м
(13 Д). Такие же размеры имела
колоннада у шлюза. Создавая ан-
самбль, Микетти, конечно, не слу-
чайно, задумал Кривые галереи по-
хожими на «Галерею в цветниках»,
повторив тосканские колонны и
балюстраду с вазонами. Лишь гале-
реи у шлюза состоят из одиночных,
а не из сдвоенных колонн. По су-
ществу, это была одна, разделенная
Морским каналом колоннада; не
случайно в документах она иногда
упоминается в единственном чис-
ле - «Круглая галерея». Анализ
планировки показал, что в своем
проекте Микетти принял ширину
Морского канала - 6 саж. за мо-
дуль. Взятая трижды, она опреде-
лила местоположение галерей на
Большом партере и трельяжных
оград вдоль аллей, а таже диаметр
полукруглой колоннады.
Исключительные достоинства
ансамбля Морского канала полнее
всего раскрываются с высоты терра-
сы Большого дворца. Поставленные
фронтально «Галереи в цветниках»
открывали далекую перспективу
на канал. Трельяжные решетки с
нишами для фонтанов начинались
непосредственно от этих галерей,
а оканчивались у Молибановой ал-
леи, за которой стояла колоннада у
шлюза. Благодаря перспективному
сокращению при взгляде с терра-
сы Большого дворца создавалась
иллюзия, что решетки вплотную
примыкали к колоннаде. Ансамбль
получил композиционную завер-
шенность и цельность. По правилам
регулярного стиля перспективы
всех аллей в Петергофе замыкались
архитектурными доминантами:
дворцами, павильонами, беседками,
каскадами, фонтанами и т. д. В иных
случаях применялись «обманки»
- расписные щиты с иллюзорным
изображением сооружений или
далеких перспектив. Морской ка-
нал ориентирован на центральную
часть Большого каскада, а аллеи по
его берегам точно направлены на
боковые каскады. Если те же аллеи
замкнуть с северной стороны, то
сооружения закроют вид на залив.
Микетти нашел блестящее решение,
предложив сквозную колоннаду, ко-
торая, завершая перспективу аллей,
в то же время не препятствовала
взору любоваться морем. К тому же
Кривые галереи удачно обозначили
береговую границу Нижнего сада;
непосредственно за колоннадой
начинается водная гладь залива.
С уничтожением галерей в 1770-х
годах из ансамбля выпало важное
звено, что неминуемо привело к
ликвидации никуда теперь не веду-
щих трельяжных оград. Ансамбль
Морского канала в современном
состоянии поражает контрастом.
К югу от шлюза раскрывается пре-
красный вид на Большой дворец,
сверкающий золотом Большой
каскад, величественный фонтан
«Самсон», но стоит оборотиться
в сторону моря, как попадаем из
императорской резиденции XVIII
столетия в тщательно ухоженный,
но скучноватый парк наших дней.
По счастью, давно снесено огромное
ультрасовременное здание рестора-
на, строительство которого в 1970-х
годах рядом с Морским каналом
признано досадной ошибкой. Но
до сих пор вдоль канала стоят стол-
бы типовых уличных фонарей. А
можно изготовить в точности такие
фонари, какие были здесь в XVIII
веке. Удалось разыскать архивный
чертеж гаванского фонаря. «Сего
августа 1 дня, - читаем в документе
за 1772 год, - Ея Императорское
Величество ис Петергофа имела
проезд в Ораниенбаум водою на
шлюпках и в приезде обратно в
вечеру в Петергоф было темно».
Екатерина II повелела «сделать
четыре больших фонаря в гавань
по обрасцу одного старого.
..»17. В
том же архивном деле приводится
за подписью «заархитектора Ивана
Яковлева» чертеж четырехгранного
призматической формы фонаря
столбовой конструкции18.
«В петровское время, - писал
Н. И. Архипов, - для декорации
гавани возле нее ставились укра-
шенные флагами старые корабли
из тех, которые весьма сгнили и
иструпорешились»19. Заманчиво
возродить традицию, и найти место
рядом с гаванью для стоянки парусных
судов, воссозданных по старинным
чертежам и моделям умельцами
исторических реконструкций. Даже
если декоративный парусник будит
один, он напомнит о кораблях,
некогда толпившихся в петровской
гавани, и достойно замкнет перс-
пективу Морского канала, что,
как указывалось, вполне в духе
регулярного парка XVIII века.
1
РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 812. Л. 28.
2
Микетти Н. 1722 г.(?) «Перспектива Большого канала в Петергофе» / / ГМИ СПб.
Инв. № 6294.
3 Архипов Н. И. Кривые галереи в Петергофском парке / / Архитектурное наследство.
1959. Вып. 9. С. 174-176. (РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 37. Л. 748, 753).
4 Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец. М.; Л., 1961. С. 82.
5 Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец.
.. С. 81.
6 Архипов Н. И. Кривые галереи в Петергофском парке. С. 174.
7 Архипов Н. И. Кривые галереи в Петергофском парке. С. 174.
8 Беспятых Ю. Н. К. Р. Берг. Путевые записки о России / / Петербург Анны Иоанновны
в иностранных описаниях. СПб., 1997. С. 238.
9 РГИА.Ф. 470. Оп. 4. Д. 167. Л. 37.
10 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 102. Л. 155.
11 Ардикуца В. Е. Петродворец. Л., 1968. С. 94.
12 Галереи на Морском канале / / РГИА. Ф. 485. Оп. 3. Д. 221. Л. 1.
13 Там же. Л. 2.
14 Галереи на Морском канале / / ПДНП. Инв. № 4757.
15 Каргапольцев С. Ю., Каргапольцев Ю. М., Седых В. Н. Памятники конца первой
четверти XVIII века. По материалам археологических исследований в Нижнем парке
Петергофа / / Реликвия. № 18. СПб., 2008. С. 62, 63.
16 Коренцвит В. А. Отчеты об археологических исследованиях в Нижнем саду Пе-
тродворца в 1976-1982 гг. (Ч. 1-12). Л., 1979-1984; Ч. 8. Кривые галереи / / Архив ГМЗ
«Петергоф». Инв. № 137 а, ВУ 6759 ар; Ин. «Ленпроектреставрация». Инв. № 863.
17 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 118. Л. 297.
18 Там же. Л. 298.
19 Архипов Н. Петергоф. Сады и фонтаны XVIII века. Л., 1932. С. 66.
История Петербурга. № 4 (56)/2010
предыдущая страница 69 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №56 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст