И
стория учреждении
хрестоматии, а также бесплатно
преподавал итальянский язык. В
1811 году С. С. Уваров добился его
перевода в Петербург, где де Баллю
получил аналогичную должность в
Педагогическом институте и стал
преподавать греческий в гимна-
зии26. Почтенный профессор был
обременен большой семьей - у него
на иждивении находилось восемь
детей в возрасте от года до 18 лет. В
результате поданного прошения, в
котором Баллен де Баллю указывал,
что «состоит в звании профессора
уже восемь лет и в течение этого
времени ничем награжден не был»,
одного из его сыновей удалось по
высочайшей милости определить
пансионером в гимназию за счет
средств Кабинета Его Император-
ского Величества27. Впоследствии
самые именитые педагоги, пригла-
шавшиеся на службу в гимназию,
как правило, также преподавали
древние языки: после смерти де
Баллю в 1815 году греческий класс
был разделен на высшее и низшее
отделения. В высшем классе стал
вести занятия европейская знаме-
нитость, личный друг и учитель
С. С. Уварова, ординарный про-
фессор латинской словесности,
доктор философии Ф. Б. Грефе, а в
низшем - адъюнкт-профессор гре-
ческого языка, доктор философии
Видебург. Оба они одновременно
работали в Педагогическом инсти-
туте28. В 1817 году министр жало-
вался, что даже в Санкт-Петербурге
«должности преподающих в учеб-
ных заведениях замещаются с ве-
личайшим трудом: так, например, в
разных училищах преподается ныне
греческая словесность, и профес-
сора, искусного и надежного, едва
ли имеем более одного.
..»29 Этим
«одним» был как раз Фридрих Гре-
фе, надолго оставшийся в России.
У Видебурга служба, очевидно, не
заладилась. Не получая жалованья
за должность профессора при Пе-
дагогическом институте, он в 1816
году подал прошение об увольнении
«для отъезда на житье в свое отече-
ство по встретившимся семейным
обстоятельствам»30
Что касается материального
обеспечения учителей гимназии, то
семейным людям одного жалованья,
как правило, не хватало, поэтому
они либо совмещали гувернерскую
должность с учительской, либо бра-
ли часы в других учебных заведени-
ях и частных домах. 21 декабря 1815
года вышел рескрипт, запрещавший
чиновникам «соединять» долж-
ности с получением двух или трех
окладов. Как сообщал императору
по этому поводу министр просве-
щения, ныне «профессор, полезный
по своей части, принужден избирать
такой род службы, где при одном
месте он мог бы получать большое
жалованье, или, если он иностранец,
то возвращаться в свое отечество. То
же самое видно и в низших учебных
заведениях.
..»31 В результате пре-
подавателям было разрешено со-
вмещать должности по-прежнему,
но каждый раз министр должен был
решать индивидуально, давать ли
такому совместителю полное или
частичное жалованье.
В 1822 году Санкт-Петербург-
ская губернская гимназия была
преобразована в Высшее училище,
а в 1823 году на основе Учительско-
го института была открыта новая
казенная школа для мальчиков,
которая до 1830 года именовалась
«Санкт-Петербургской гимнази-
ей». Она располагалась по адресу
Соляной переулок, дом 1232. В то
время условия пребывания ино-
странцев в России и их служба в
учебных заведениях обрели уже
более отчетливые очертания. Пре-
жде всего, пересекавшие границы
Российской империи получали
«билет на свободный проезд», в
котором указывались внешние
приметы их обладателей и обстоя-
тельства прибытия в страну. Затем
они поступали под контроль специ-
ально созданного при Канцелярии
военного генерал-губернатора Ино-
странного отделения, выдававшего
вид на жительство в Петербурге33.
Присягу на подданство принимали,
очевидно, те, кто был заинтересован
в получении всех прав (на чины,
знаки отличия и пенсионное обе-
спечение), дававшихся на действи-
тельной («коронной») службе34.
Все это было важно для тех, кто
определенно решил связать свою
судьбу и карьеру с Россией. Осталь-
ные работали по найму, «приватно».
С поступлением в действительную
службу иностранный подданный
уже не нуждался в письменном виде
на жительство: теперь ответствен-
ность за него несла гимназия, куда
Иностранное отделение пересылало
паспорт или билет, по которому был
осуществлен въезд в страну35.
Для того чтобы получить пе-
дагогическую (комнатный над-
зиратель) или учебную (учитель)
должность, претендент должен был
иметь университетский аттестат36
или свидетельство на звание до-
машнего учителя, которое выдава-
лось после прохождения экзаменов
в особом Комитете при Санкт-
Петербургском университете. В
таком документе оговаривалось,
какие именно предметы может пре-
подавать его предъявитель «как в
частных домах и пансионах, так и в
публичных учебных заведениях, не
принимая на себя ничего другого.
..
в чем и подпискою обязан»37. Если
свидетельства не было, то желавший
занять вакансию мог быть допущен
на несколько месяцев к исправле-
нию должности «предварительно
для испытания его способностей»38,
а затем уже директором возбужда-
лось ходатайство об утверждении
перед Правлением университета.
В большинстве случаев подобные
испытания оканчивались благопо-
лучно, однако бывали и исключе-
ния, когда «способ преподавания»
претендента не был найден «до-
статочным» и кандидат не получал
места39. Тем не менее уже со второй
половины 1820-х годов правление
столичного университета стало
держать назначение учителей и гу-
вернеров под своим контролем, не
полагаясь на субъективное мнение
директора гимназии. Когда послед-
ний предложил в 1828 году, ссыла-
ясь на правила Виленского универ-
ситета, по которым «сказавшие на
опыте свои знания и способности»
утверждаются в действительной
службе, поступить таким образом
с преподавателем немецкого языка
К. Гелинком ему было отказано.
Гелинк должен был явиться в уни-
верситет для сдачи экзаменов40.
По увольнении из гимназии
за подписью директора выдавался
аттестат о службе, в котором дубли-
ровались сведения формулярного
списка и, кроме того, давалась лич-
ная характеристика41. Эта характе-
ристика состояла из двух элементов
- оценки должностного рвения
(«отличное усердие», «похвальное
усердие», «отличное старание»»,
«рачительность») и поведения
(«хорошее», «отличное», «весьма
хорошее», «добропорядочное»,
«примерное»). Данные об уволь-
нении сообщались в Иностранное
7 7
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 76 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст