благородной по силуэту восьми-
гранной иглы.
Применение при восстанов-
лении несгораемых (каменных)
материалов повлекло бы изменение
самой формы шпиля. Комиссия по
строению Петропавловского шпи-
ца на это не соглашалась, так как
шпиль стал уже эмблемой города. К
исторически сложившемуся силуэту
города в XVIII столетии отнеслись
с должным пиететом. Разногласий
не возникло. Проблема состояла
в другом - найти достойного кон-
структора.
Объявили торги. В результате
Сенат поручил восстановление
шпиля Б. Брауэру. Он обязался за
два года «все свое искусство, труд и
попечение в совершенном действии
положить»14.
Под руководством Б. Брауэра
«за обыкновенные и смелые к
тому» русские плотники укрепили
шпиль и закончили его обшивку в
1773 году.
Его обили медными позолочен-
ными пластинами «такою большою
мерою, какой в России не бывало»,
для чего в 45 верстах от Петербурга
построили мастерскую с особыми
молотами для ковки и полировки
медных листов «помощью вод».
Новый позолоченный шпиль,
как и прежний, был увенчан анге-
лом. Он летел, держа в руках крест.
В складки его одежды были вделаны
кольца, благодаря чему он противо-
стоял порывам ветра в небесах,
вращаясь как флюгер15.
Так как новый шпиль, как и
прежний, имел деревянную кон-
струкцию, то Екатерина II повелела
устроить «елестрический отвод
отвращению удара и паления от
молнии»16.
Прибегли для этого к помощи
ученых людей из Академии наук.
Они составили «Мнение об отво-
де молнии от Петропавловского
шпица». Когда в 1777 году работы
по установке громоотвода были
закончены, один из авторов «Мне-
ния» писал: «Желаю, чтобы от
него (громоотвода) было желаемое
действие».
Желаемое действие громоотвод
возымел, но спасти собор от петер-
бургских стихий все же не смог.
Осенью того же года разразилась
«великая буря» и накренила шпиль.
За его исправление взялся ведущий
архитектор П. Патон17.
утешествие по городу
Петропавловский собор.
Офорт Д. Гобберта по рисунку
Ф. Клагенса. 1834 г.
Итак, двадцать лет спустя по-
сле пожара Петропавловский собор
вновь обрел облик, близкий перво-
начальному.
Хотя он восстанавливался по
старым чертежам, все-таки не из-
бежал изменений, вызванных но-
выми художественными идеалами
и уровнем инженерно-строительной
техники.
Появился второй ряд волют,
исчезли скульптуры на фронтонах,
стали строже портики, что отвечало
вкусам просветительства и класси-
цизма. Но и сквозь классические
одежды по-прежнему проступали
формы «петровского барокко», ар-
хитектуры той эпохи, когда
Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала гением Петра.
Однако с каждым годом все
очевиднее становилось разрушение
деревянной конструкции шпиля
вместе с венчавшим его крестом.
Выход виделся один: построить леса
во всю высоту колокольни. Но это
долго и дорого. Проблема висела в
воздухе, усугубляя трудности и до-
роговизну исполнения.
Выручил русский мужик.
23-летний ярославский крестьянин
Петр Телушкин вызвался в 1830 году
починить крест без всяких лесов.
Ухватившись за фальцы - ребра
медных кровельных лесов, высту-
пающих на 5 см, - он начал пере-
двигаться вокруг шпиля, образовав
во всю его толщину петлю, которой
прижимал себя к шпилю. Держать-
ся за фальцы было трудно, из-под
ногтей начала сочиться кровь. Чем
выше над землей, тем труднее ста-
новилось дышать.
Непреодолимым казался подъ-
ем по яблоку шпиля - выпуклому и
гладкому. Телушкин привязал ноги к
шпилю, откинулся назад и, забросив
веревку поверх яблока, поднялся по
ней к основанию креста.
А далеко внизу, на соборной
площади собралась толпа. Здесь
были петербуржцы всех сословий: и
дамы в огромных шляпах, выходив-
шие из карет, и крестьяне в лаптях,
а также журналисты и газетчики
разных изданий. Приехало много
иностранных гостей, чтобы посмо-
треть «на русскую диковинку». То
были острые впечатления от захва-
тывающего зрелища.
Все они, запрокинув головы,
неотступно следили за каждым
движением смельчака, рисковав-
шего жизнью. А он так отважно по-
лагался на свою находчивость, силу
и ловкость.
..
После этого, спустя два десяти-
летия, в середине XIX века решили
заменить деревянную конструкцию
шпиля металлической. Ее разрабо-
тал Дмитрий Журавский. До этого он
принимал участие в строительстве
мостов на железной дороге между
Москвой и Петербургом, открыл
закон распределения касательных
напряжений в сечениях, известный
как «формула Журавского»18.
Предложенная Д. Журавским
конструкция шпиля, изысканная по
пропорциям, была одновременно и
прочной.
Кроме того, она предполагала
внутри шпиля устройство лестни-
цы, по которой можно было теперь
подниматься на самую вершину
шпиля.
Изготовлялся новый шпиль
на Урале, на Камско-Воткинском
железоделательном заводе. Горный
инженер А. А. Иосса провел пере-
стройку всего заводского произ-
водства для осуществления проекта
Д. Журавского.
Жители Воткинска с гордо-
стью смотрели на уходящий в небо
металлический каркас шпиля, из-
готовленный у них на родине.
Любопытно, что в 1970-е годы в
музей «Петропавловская крепость»
приходила правнучка знаменитого
А. А. Иосса. Она принесла мате-
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 42 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст