П
,
утешествие по городу
46
Подразделение войск воздушного наблюдения,
оповещения и связи на страже ленинградского неба.
Фото Б. П. Кудоярова. 1942 г.
Ломоносовым мемориального ком-
плекса, посвященного Петру I.
Об
этой мозаике М. В. Ломоно-
сова написано не одно яркое иссле-
дование, и все-таки многое остается
неясным, по-прежнему предстает,
как признаются сами ученые, «за-
гадочным и туманным»22.
Туман же объясняется в первую
очередь тем, что отсутствие долж-
ного внимания к религиозному
искусству уводило исследователей
от «церковного» окружения моза-
ичной Полтавы.
Но даже в XVIII веке современ-
никами М. В. Ломоносова не была
понята его гениальная идея, опере-
жавшая эпоху, - об исполнении
картин в технике мозаики. Даже
Яков Штелин писал тогда горькие
для Ломоносова слова, что можно
только смеяться над выдумкой «вы-
ложить церковь стеклом».
Понимание пришло значитель-
но позже, спустя более столетия, в
оформлении таких петербургских
храмов, как Исаакиевский собор и
Спас на Крови.
Дошедшая до нас мозаика
М. В. Ломоносова «Полтавская бит-
ва», предназначавшаяся для Петро-
павловского собора, и сегодня пора-
жает широтой исторического подхода
и художественной выразительно-
стью. От несколько архаичных, тесно
расположенных фигур мозаики веет
обжигающим дыханием эпохи.
Чувствуется пафос почти пла-
нетарного охвата - небо, кругля-
щаяся вдали земля, безмятежность
природы и враждующие армии,
бьющиеся насмерть солдаты. Поч-
ти ранящая конкретика отдельной
человеческой жизни.
Ту же плотность потока жизни
и смерти мы встретим позже в пуш-
кинской поэме «Полтава».
Так намечается историко-куль-
турная эстафета петровской, ломо-
носовской и пушкинской эпох.
Ломоносов учитывал не только
оформление, но сам дух Петро-
павловской «залы», куда прямо
с полей сражения доставляли
трофеи.
Заслуживает внимания даже
совсем, казалось бы, незначи-
тельная деталь его «Полтавской
баталии», которая является свое-
образной «изюминкой» в этом
мозаичном наборе. Древки изо-
браженных на мозаике знамен
являлись контрапунктом приспу-
щенных на стенах собора трофей-
ных шведских знамен, в том числе
и взятых под Полтавой.
Могила Петра I в Петропав-
ловском соборе и в последующие
времена неизменно оставалась в
центре культурной и общественной
жизни города на Неве.
Проведенный автором этих
строк исследовательский поиск по-
мог к 300-летию Петра в 1972 году
вернуть его могиле исторический
облик. Это оказалось одной из яр-
ких страничек в истории собора, но
об этом я уже писала23.
На протяжении столетий в со-
боре славили победителей, поми-
нали павших на поле брани, благо-
словляли на подвиг ратный.
Зимой 1942-1943 годов, когда
враг стоял под стенами Ленин-
града, отряды новобранцев шли в
Петропавловский собор. У могилы
Петра I, основателя города, талант-
ливого полководца и флотоводца,
они давали присягу.
Шпиль собора прорезал балтий-
ское небо, как клинок меча («Кто с
мечом к нам придет, тот от меча и
погибнет»).
..
В годы тяжелых испытаний
Великой Отечественной войны
Петропавловский собор разделил
судьбу своего города. И вместе с
городом на Неве выдержал великое
противостояние врагу.
Важным было тогда погасить
сияние городских золоченых шпи-
лей, ибо они представляли для враже-
ской авиации точные ориентиры.
Наиболее трудным для маски-
ровки оказался Петропавловский
собор. О строительстве лесов здесь
не могло быть и речи, первая за-
жигательная бомба подожгла бы и
собор, и крепость.
Привлекли к этой опасной
работе спортсменов-альпинистов.
Их было четверо: пианистка Ольга
Фирсова, делопроизводитель до-
бровольного спортивного общества
«Искусства» Александра Пригоже-
ва и осветитель студии «Ленфильм»
Алоизий Земба.
Был среди них и рабочий завода
«Прогресс» Михаил Бобров, ныне
почетный гражданин Петербурга.
Это наша живая история.
Позже в бригаду маскиров-
щиков-верхолазов пришли вы-
пускник консерватории М. И. Ше-
стаков, архитектор В. Н. Захарова,
художница Т Э. Визель, спортсменка
Н. Г. Левина и др.
Маскировку города начали с
Адмиралтейства, на его шпиль ре-
шили надеть гигантскую «юбку».
Но чтобы замаскировать шпиль
Петропавловского собора, надо
было искать другие методы. Его
тонкая высокая «игла» не могла
выдержать тяжести брезента весом
почти в тонну. Кроме того, стоило
только ветру надуть брезент пару-
сом, это могло бы кончиться гибе-
лью шпиля.
Решено было покрыть шпиль
маскировочной краской, тем более
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 45 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст