что позолота Петропавловского
шпиля была намного прочнее
клеевой позолоты Адмиралтей-
ской иглы.
Для маскировочной покраски
Петропавловского шпиля понадо-
билась система высотных блоков. Ее
разработал инженер изобретатель
Л. А. Жуковский (в 1930-х годах
он получил «Гран-при» на Между-
народной выставке архитектуры и
техники в Париже).
В 1941 году, прибегнув к си-
стеме Л. А. Жуковского, верхолазу
М. М. Боброву поручили подняться
по конструкциям внутри шпиля до
самого основания яблока, проделать
дрелью отверстие и пропустить в него
страховочный трос с петлей наружу.
Затем по наружной стороне
шпиля от слухового окна вверх к
шару, используя подготовленную
Михаилом Бобровым петлю, должен
был подняться Алоизий Земба.
Началась маскировка шпиля
Петропавловского собора.
В одну из ветреных ночей смо-
тритель собора услышал тревож-
утешествие по городу
ный гул - гудел шпиль. Оказалось,
фигуру ангела заклинило тросами,
и она перестала вращаться, всей
своей плоскостью противостоя на-
пору ветра. Это грозило аварией.
Старый смотритель пошел ночью в
непогоду по затемненному городу
разыскивать верхолазов.
Пришлось начинать все сна-
чала, рубить тросы и передвигать
блоки ниже, под яблоко шпиля.
Когда били зенитные батареи,
разрывались фугаски, шпиль собора
вздрагивал и вибрировал, «душе-
губка» с верхолазами дрожала и
раскачивалась.
В один из вражеских налетов
фугасная бомба разорвалась на
площади перед собором. М. Бобро-
ва, висевшего в люльке со стороны
площади, подбросило взрывной
волной вместе с люлькой и ударило
о шпиль.
Мужество людей, строивших
собор, кануло бы в Лету, если бы
новые люди в новых трудных об-
стоятельствах не напрягали снова
и снова свои силы, защищая, обе-
регая собор - «России памятник
суровый».
Спасая памятник героического
прошлого, люди творили новые под-
виги его героического настоящего.
Шпиль Петропавловского со-
бора стал мерой их мужества.
Главный архитектор города в пе-
риод Великой Отечественной войны
Н. В. Баранов писал в своей книге о
проведенных маскировочных рабо-
тах: «Дерзкий по своей вызывающей
смелости, получивший мировую
известность, ремонт поврежденного
во время грозы ангела, венчающего
шпиль Петропавловского собора,
произведенный в 1830 году в спо-
койной мирной обстановке русским
кровельщиком Петром Телушки-
ным, побледнел перед маскиро-
вочными работами, проведенными
полуголодными альпинистами
осажденного Ленинграда»24.
Петропавловский собор с его
колокольней и гордым шпилем -
это архитектурный гимн Великому
городу, его истории, его людям и
культуре.
1
Нарышкина Н. А. Петропавловский собор (1712-1733). СПб., 1997.
2
Памяти коллеги (О главном хранителе Петропавловской крепости Е. Н. Элькин) // Краеведческие записки. Исследования и
материалы. Вып. 2. Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. СПб., 1994. С. 169.
3 Кожевников А. С. Данные о картине на восточном фасаде собора. Историческая справка. С. 4.
4 Богатырев И. В. Первая верфь в Санкт-Петербурге // Судостроение, 1981, № 4. С. 60.
5 «Рассадником искусств» назвал этот край Александр Бенуа: из него вышли известные архитекторы Д. Кваренги, Л. Руска,
Д. Адамини, живописец Ф. Бруни.
6 Овсянников Ю. М. Доменико Трезини. СПб., 1988.
7 Книга Марсова или воинских дел. СПб., 1766. С. 70.
8 Русаков В. Усыпальница русских царей. СПб. С. 1.
9 Элькин Е. Н. Строительство Петропавловского собора. Историческая справка // Краеведческие записки. 1994. Вып. 2. С. 60.
10 Петр Великий в его изречениях. М., 1910. С. 81.
11 Мавродин В. В. Основание Петербурга. Л., 1983. С. 201.
12 НИОР БАН. Указы разных годов с 1722 по 1755 г. Л. 57-об.
13 Нарышкина Н. А. Архитектурный ансамбль Петропавловской крепости // Отечественное и зарубежное искусство XVIII века.
Вып. 3. Л., 1986.
14 ЦГАДА. Ф. 248. Оп. 42. Кн. 3618. Л. 630.
15 Ознобишина Т. Н. К вопросу о сооружении шпиля и создании четвертого Ангела Петропавловского собора // Краеведческие
записки. 1994. Вып. 2. С. 190-191.
16 ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 119. Д. 84. Л. 9.
17 ЦГАДА. Ф. 248. Оп. 5. Кн. 3935. Л. 493-494.
18 Журавский Д. И. Описание работ по возведению верхней части колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербургской
крепости и по исправлению здания собора, произведенных в 1857-1858 гг. // Журнал Главного Управления путей сообщения и пу-
бличных зданий. Т. ХХХ1. СПб., 1860.
19 Нарышкина Н.А. Особенности декоративно-пространственного решения Петропавловского собора в Петербурге // История
русской культуры. СПб., 1993.
20 Новоселов С. Кафедральный собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. СПб., 1857. С. 165.
21 Прокопович Ф. Слово на погребение Петра Великого. СПб., 1725. С. 13.
22 Нарышкина Н. А. Мозаика М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» и русская культура // Петербург. Город и культура. Текст
лекции. СПб., 1994.
23 Нарышкина Н. А. Надгробие Петра I. Неизвестная страничка // Study Group on Eighteenth Century Russia. Newsletter 1995.
№ 23; Надгробие Петра I и ломоносовские мозаики // Там же.
24 Баранов Н. В. Архитектура и строительство Ленинграда. Л., 1948. С. 53.
47
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 46 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст