Г
ород далекий и близкий
ную сумму: 300 тысяч рублей. Царь,
видимо, отреагировал благосклон-
но, ибо архиепископ отправился в
Петербург решать вопрос о факти-
ческом выделении денег.
По ходатайству обер-прокурора
Святейшего Синода К. П. Победо-
носцева Александр III ассигновал на
отделку и роспись собора требуемую
сумму, с выплатой 100 тысяч рублей
ежегодно в течение трех лет.
И начался предъюбилейный
аврал. Было решено проводить
работы ускоренными темпами. Но
все понимали, что за год расписать,
отделать и оборудовать огромное
здание не удастся. Тогда сосредо-
точились на нижнем храме, чтобы
ко дню крещения св. Владимира,
которое отмечалась 15 июля 1888
года, освятить его.
Был смонтирован временный
деревянный иконостас, и 13 июля
Нижний храм был освящен во имя
Рождества Богородицы. (В соот-
ветствии с одной из древнерусских
летописных версий, св. Владимир
был крещен в храме с таким на-
званием.)
Тем временем разворачивались
работы по отделке и росписи Верх-
него храма. Руководить ими пред-
ложили академику Д. И. Гримму, с
условием, что на месте за ходом ра-
бот будет наблюдать его доверенный
человек - архитектор Брач.
Крещ ение князя Владимира
в Х ерсонесе.
Фреска художника
В. Васнецова во Владимирском
соборе в Киеве
Однако автор проекта храма
в очередной раз отказался руко-
водить строительством, ссылаясь
на занятость. Гримм очень много
работал не только в Петербурге, но
и за границей.
Тогда хозяйственное управле-
ние Святейшего Синода заключило
контракт с архитектором М. Чаги-
ным, который приступил к работе
в 1888 году.
В том же году была вновь соз-
дана строительная комиссия для
организации отделки собора. Ее
первой заботой стало заключение
контрактов на проведение мрамор-
ных и мозаичных работ в обоих хра-
мах: Верхнем и Нижнем. Среди них
важнейшими были изготовление
беломраморного иконостаса Верх-
него храма и создание мозаичных
полов собора. Контракты на выпол-
нение этих работ были заключены с
итальянскими мастерами Иосифом
Сеппи и братьями Баскарини.
Изготавливая полы храма в тех-
нике полихромной мозаики, авторы
проекта отдавали дань херсонесской
традиции: ведь уже тогда мозаики
древнего города восхищали всех, кто
их видел. Кстати, поначалу для мел-
ких деталей хотели использовать
мрамор из херсонесских руин. Но,
слава Богу, сочли его непрочным.
Мрамор решили брать из каррар-
ских месторождений - лучший и
красивейший.
В Каррару, в сопровождении
двух студентов Института граж-
данских инженеров, отправились
братья Баскарини. Им предстояло
не только выбрать камень, но и на
месте изготовить детали иконостаса
по проекту М. Чагина.
А в соборе тем временем раз-
ворачивались живописные работы.
Авторский коллектив, расписы-
вающий Владимирский собор, был
огромным.
Среди его членов и громкие
академические имена, и скромные
фамилии местных учителей рисова-
ния. На сотнях квадратных метров
стен храма всем находилась работа
по таланту и опыту.
Среди имен художников са-
мое громкое - академик живопи-
си Алексей Иванович Корзухин
(1835-1894) - член знаменитой в
те времена группы художников-
передвижников*.
Кисти Корзухина принадлежат
росписи иконостасов Верхнего и
Нижнего храмов, часть стенных
сюжетных росписей.
Конху (верхнее полукружие)
алтарной апсиды Верхнего храма
украсила его композиция «Тайная
вечеря». А «Крещение» и «Преоб-
ражение» кисти этого художника
разместили в так называемых «боль-
ших кругах», на южной и северной
сторонах Верхнего храма.
Он же написал несколько икон
в иконостасе главного алтаря; изо-
бражения 12 апостолов на барабане
купола собора и иконы в правом
(южном) приделе Верхнего храма,
который впоследствии был освя-
щен во имя святого великого князя
Александра Невского.
Нашли свое место в Нижнем
храме написанные в начале 50-х го-
дов XIX века две большие картины
художника П. Т Рисса - «Крещение
святого князя Владимира» и «Кре-
щение киевлян».
Интерьер Верхнего храм а.
С еверная сторона.В «большом
круге» - картина А. И. Корзухина
«П реображ ение Господне».
Фото 20-х гг. XX в.
* В Академию художеств поступил в 1858 году. Через три года получил малую
золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства». Звание классного художника
I степени - за картину «Поминки на деревенском кладбище», в 1868 году - звание акаде-
мика за картину «Возвращение с ярмарки». Разрабатывал русский жанр, в котором его про-
изведения занимают одно из самых видных мест по своей самобытности и оригинальности.
А. И. Корзухин занимался также портретной и церковной живописью.
71
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 70 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст