Г
ород далекий и близкий
72
«Крещение киевлян». С картины П. Т Рисса.
Р азм ещ алась в Нижнем храме.
Фото началаХХв.
Первоначально они предна-
значались для севастопольского
Владимирского собора, а после
Крымской войны были переданы в
Херсонес.
Полотна 30 лет пролежали на
складе монастыря и нуждались в
значительной реставрации. Их воз-
рождением занялся преподаватель
живописи виленской (вильнюсской)
духовной семинарии Г. А. Молокин.
Он же восстановил и 34 иконы
работы художников И. А. Майкова и
Е. А. Сорокина, когда-то переданные
Владимирскому собору.
Над клиросами (места для чте-
цов и певцов по бокам солеи - пред-
алтарного возвышения) Верхнего
храма разместили картины худож-
ника Т А. Неффа*.
Перед купелью находился ана-
лой - высокий столик с покатым
верхом для возложения мощей
св. кн. Владимира, часть которых
была перенесена в Херсонесский
монастырь из дворцовой церкви по
повелению императора Александра II.
Все это было ограждено низкой и
легкой беломраморной решеткой
чудной ажурной работы.
Там же, в нижнем этаже, нахо-
дился придел, освященный во имя
Св. Богородицы.
Здесь главной святынею яв-
лялась копия чудотворной иконы
Корсунской Божьей Матери под-
линник которой, по преданию, еще
при жизни Девы Марии, написал в
малоазийском городе Эфесе апостол
Лука, автор Евангелия и один из
ближайших учеников Христа.
Возвращаясь из Корсуни в
Киев, князь Владимир забрал ее с
собой, и она хранилась в московском
Успенском соборе. Копия, находив-
шаяся во Владимирском соборе, была
написана художником И. М. Малы-
шевым и подарена Херсонесскому
монастырю в 1858 году императрицей
Марией Александровной - супругой
Александра II.
На второй этаж, в Верхний храм,
с обеих сторон вели две гранитные
лестницы. Храм имел три придела:
главный - освященный в честь
св. Владимира; северный - во имя
апостола Андрея Первозванного и
южный - во имя св. кн. Александра
Невского.
Верхний этаж храма отличался
особым изяществом и был облицо-
ван разноцветным мрамором.
Из этого же дорогого тоскан-
ского и каррарского мрамора были
сделаны 54 колонны, на которые
опирались арки окон с цветными
витражами, а полы украшены мо-
заикой.
Уже упоминалось, что алтарную
апсиду занимало огромное настен-
ное панно «Тайная вечеря», где
Христос был изображен во время
прощальной трапезы с апостолами-
учениками. Выполненная академи-
ком живописи А. И. Корзухиным,
роспись считалась лучшей работой
того времени.
Художник рисовал ее не на
месте, а в своей студии в Санкт-
Петербурге, по оригинальной техно-
логии, на линолеуме, размером 5x9
метров, и уже законченная, она была
закреплена на стене собора.
Прочие картины, тонкая резьба
иконостаса, позолота, мрамор, пото-
ки света, льющегося из окон в осно-
вании высокого купола, усиливали
впечатление. По словам очевидцев,
делали его незабываемым.
Один их них, архиепископ Ни-
канор, издавший в 1907 году описа-
ние херсонесского монастыря, вос-
торженно восклицал: «.
..поистине,
стоящие среди верхнего соборного
храма.
могут сказать, подобно
послам св. Владимира, бывшим в
храме св. Софии в Царьграде: “Стоя-
щие в храме сеи на небеси стояти
мним”».
А как же послы описывали
Владимиру свои впечатления? Чи-
таем: «Когда мы пришли к грекам,
и они повели нас туда, где служат
Богу своему, то мы не знали, где
мы были, на небе ли или на земле:
потому что на земле нет ничего
подобного, нет такой красоты, - и
мы недоумеваем рассказать то, что
видели и слышали; только то знаем,
что там Бог пребывает с людьми, и
что служба греков лучше службы
всех стран: так что мы не можем за-
быть красоты ее!»
Работой такого большого кол-
лектива - а ведь у каждого из
мастеров были еще помощники,
ученики, подмастерья, да плюс в со-
боре трудились рабочие различных
специальностей - руководили два
человека: архитектор М. Чагин и его
помощник А. Тихобразов.
На выполнение грандиозных по
объему отделочных и живописных
работ ушло почти четыре года.
К октябрю 1891 года работы
были практически завершены, и
началась подготовка к освящению
* Тимофей Андреевич Нефф родился в 1805 году, профессор портретной и исто-
рической живописи. Художественное образование получил в Дрезденской Академии.
В Риме, изучая Рафаэля, приобрел высокую покровительницу в лице великой княгини
Елены Павловны. По ее совету в 1826 году приехал в Петербург. Занимал должность
придворного художника при Императорском Эрмитаже. Известны его работы: девять
образов для Готической церкви на даче Александрия в Петергофе 1834 года, портреты
особ императорской фамилии и образа для придворных церквей. Для Малой церкви
Зимнего дворца Неффу в 1839 году были заказаны образа. За «Тайную вечерю» признан
академиком. В 1855 году - профессор II класса в Академии художеств; в 1864 - хранитель
картинной галереи Императорского Эрмитажа.
Художественные критики признавали достоинства многих произведений религиоз-
ного содержания этого художника.
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 71 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст