Г
ород далекий и близкий
собора, которое состоялось 17 октя-
бря 1891 года.
Придел Александра Невского
освятили 17 июля 1892 года.
Но после этого в соборе продол-
жались мраморные работы. Венцом
трудов камнерезов стала установка
памятника св. вел. кн. Владими-
ру в Нижнем храме, и облицовка
мрамором остатков средневековой
церкви.
Последний строитель покинул
собор в 1894 году.
Итак, что же представлял собой
полностью построенный и отделан-
ный собор святого равноапостоль-
ного великого князя Владимира в
Херсонесе?
Это был один из крупнейших
храмов в России. Его высота со-
ставляла 36 метров. Внешний объ-
ем - 20 500 куб. метров. Общая
площадь помещений - 1726 кв.
метров, диаметр купола - 10,5 ме-
тра. Внутренняя высота Верхнего
храма - от пола до свода купола - 24
метра. Высота главного креста над
куполом собора - 2,85 метра. Храм
может одновременно вместить 1000
прихожан.
Архитектурное решение: крес-
тово-купольный храм. Выстроен в
византийском стиле, по мотивам
знаменитой Константинопольской
церкви Сергия и Вакха (VI век
до н. э.).
Собор двухэтажный, имел пять
престолов:
В Нижнем храме - во имя
Рождества Богородицы и святого
Мартиниана; в Верхнем храме - во
имя святого равноапостольного
великого князя Владимира, святого
великого князя Александра Невско-
го и святого апостола Андрея Перво-
званного (так и не был достроен, в
нем находилась ризница).
Крест над куполом - шестико-
нечный, железный с позолотой.
Строительный материал: клео-
нинский песчаник, штучный крым-
бальский известняк.
Отделочный камень (кресты,
панели Верхнего храма, колонны) -
гранит: белый, красный и темно-
бордовый каррарский мрамор и
бело-желтый балаклавский мрамор-
ный известняк.
Полы - мозаичные, из цветного
камня.
Владимирский собор стал ярким
и самобытным произведением архи-
тектуры второй половины XIX века.
Он стал поистине достойным
памятником крещению Руси, симво-
лом могущества России, ее верности
традициям.
Огромное здание собора доми-
нировало над окружающей местно-
стью. Его было видно почти со всех
возвышенностей Севастополя, а
золотой крест первыми замечали
с кораблей, приближающихся к
Севастополю.
Поэтому в 1896 году дирекция
маяков и лоций Черного и Азовско-
го морей предложила администра-
ции монастыря покрасить серые
цинковые крыши собора в белый
цвет, чтобы их тоже хорошо было
видно с моря. Но эти работы, ко-
торые начали производить по при-
казу командующего Черноморским
флотом, были в следующем году
приостановлены из-за отсутствия
средств, да так больше и не возоб-
новлялись.
Крыши вообще были слабым
местом собора. К 1904 году они
снова требовали ремонта, средства
на который не отпустили, и уни-
кальные росписи собора начали
портиться.
В соборе хранились мощи 115
святых, и он должен был стать од-
ним из важнейших центров право-
славного паломничества. Должен
был, но не стал: стремительно ме-
нялись времена.
РАЗРУШЕНИЕ,
ЗАБВЕНИЕ.
..
Еще до революции научная об-
щественность России настаивала на
закрытии херсонесского монастыря,
находящегося на неисследованной
территории городища. В этих про-
ектах содержались взгляды и на
судьбу Владимирского собора. Речь
о закрытии не велась, предлагалось
передать собор от монастыря белому
духовенству.
Монастырь закрыли в 1923 году,
а в октябре 1924 года собор перешел
в руки советской администрации.
Иноки разбрелись, и лишь 11 по-
следних пытались ютиться здесь,
пока в 1925 году не были изгнаны
и они.
В соборе предполагалось раз-
местить часть экспозиции херсо-
несского музея. Но сначала собор
нужно было привести в порядок.
Кровля снова пришла в негодность.
В мае 1925 года музейные работ-
ники обследовали ее состояние,
которое и зафиксировали актом:
«...крыша на здании начала пор-
титься, в связи с чем пострадала
живопись в интерьерах».
И вот что интересно: написан-
ный полгода спустя новый акт фик-
сирует еще большие разрушения.
Создается впечатление, что за это
время крыша храма подверглась
разграблению: «все стены, как на-
ружные, так и внутренние, оголены,
т. к. свинец снят, а также оголены
желоба для стока воды. во многих
местах снята черепица».
Вероятно, эти повреждения
были устранены, потому что экс-
позицию в соборе все-таки раз-
вернули.
В Верхнем храме разместили
фрагменты древней и средневе-
ковой церковной архитектуры.
Нижний ярус приспособили для
хранения фондов археологических
находок.
Собору суждено было служить
музеем недолго - 16 лет. 22 июня
1941 года началась Великая Отече-
ственная война, а Севастополь в ту
же ночь подвергся первой бомбар-
дировке. Херсонес, находившийся в
двух шагах от входа в Севастополь-
скую бухту, оказался в центре боев
Вид на монастырь с востока.
Фото началаХХ в.
73
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 72 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 74 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст