Слезятся камни, в инее трава.
Старуха смерть
вошла в свои права.
В печальном сне
базилики застыли.
..
Гиперборейский ветер,
вестник бед,
Стирает навсегда
наш легкий след -
Незримые слова»
«Ябыл
...
мы
...
были.
..»
Андрей Шмалько
Приближалось 1000-летие кре-
щения Руси, и руководство Церкви
мечтало начать празднование этого
юбилея именно в Херсонесе. Пред-
полагался приезд делегаций и цер-
ковных деятелей со всего мира.
Предание гласит, что «закры-
тие» города Севастополя (то есть
введение пропускного режима въез-
да в город и придание ему статуса
пограничной зоны), которое состоя-
лось в августе 1984 года, произошло
в том числе и для того, чтобы не
дать Церкви осуществить ее план.
Дескать, город закрытый, военная
база, значит, никаких делегаций и
международных торжеств там быть
не может.
Но с началом перестройки,
когда до 1000-летия крещения Руси
оставались считаные годы, все-таки
ород далекий и близкий
был составлен проект реставрации
собора.
В пасхальную ночь с 5 на 6 мая
2002 года в Верхнем храме возрож-
денного собора впервые состоялось
торжественное богослужение.
Строительство памятника рус-
скому христианству - собора Св.
Владимира - это не единственный
факт, событие, подготовленное или
осмысленное в Санкт-Петербурге.
Важнейшую роль в деле изучения
Херсонеса Таврического сыграла
деятельность Императорской ар-
хеологической комиссии - этого
единственного в Российской импе-
рии учреждения, ведавшего, с «Вы-
сочайшего соизволения»,охраной и
изучением древностей.
Это, на мой взгляд, увлекатель-
ное путешествие в прошлое, хочется
закончить цитатой Д.Л. Спивака из
книги «Северная столица. Метафи-
зика Петербурга» (1998):
«Пора подводить итоги. Все
наши наблюдения говорят о том,
что существование Петербурга во-
все не положило предел влиянию
древних культур. Напротив, есть все
основания полагать, что они смогли
переступить за эту грань, и влились
в метафизику Петербурга, будучи
в свою очередь перестроены по ее
новым, самостоятельным законам.
Не будет ошибкой сказать и так,
что духовная традиция Петербурга
пересоздала свое прошлое и свою
предысторию, высветив нужное
и затушевав потерявшее актуаль-
ность.
У почвы нашего края есть одно
странное свойство: в ней скрыто
бесчисленное множество древних
валунов и камней. Неспешно пере-
двигаясь под действием почвенных
вод, они рано или поздно выходят
на поверхность. Тогда земледель-
цу приходится убирать их перед
началом пахоты. Однако он знает,
что как бы чисто ни было убрано
поле - не пройдет и несколько лет,
как земля опять выдавит наружу
древние камни, и так без конца. У
карельских крестьян даже встре-
чается поверье, что есть люди,
которым дано слышать подземный
ход валунов и предсказывать их
появление.
Сказанное относится и к духов-
ной почве Петербурга. Как чисто
ее ни выметут новые власти, как
старательно ни засеют духовные
пастыри - она продолжает дышать
по своим законам, снова и снова
выталкивая из своих таинственных
недр на поверхность осколки по-
разительно архаичных монолитов.
Так будет и впредь, но предсказать
место и способ их появления не под
силу ни истории, ни метафизике.
..»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лисовский В. Г. Очерки архитектурной истории города (от классики к современности) СПб., 2009. С. 120, 144.
2. Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004, С. 206, 211, 217.
3. Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Петербург немецких архитекторов. СПб., 2002, С. 322.
4. Белов Г. Д. Херсонес Таврический: Историко-археологический очерк. Л., 1948. С. 1-17.
5. Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города. М., 1991. С. 8-172.
6. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979. С. 100, 277.
7. Веникеев Е. В. Севастополь и его окрестности. М., 1986. С. 23.
8. Веселовский Н. И. История Императорского Русского Археологического общества за первые 50-лет его существования 1846-1896.
СПб., 1900. С. 1-51.
9. Виноградов Ю. Г. Новое документальное досье императорской эпохи из Херсонеса // Вестник древней истории. 1996. № 1.
С. 48-60.
10. Иванова Е. Б., Гримм Д. И. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начала XX века. СПб., 2000.
11. Иванова Е. Б. Вклад семьи Гримм в историю русской архитектуры. Немцы в России. Л., 1999. С. 361-365.
12. Зелгенидзе А. А. О времени основания Херсонеса Таврического // КСИА. 1979. Вып. 159. С. 26-34.
13. Золотарев М., Осадчий Е. Проект реставрации памятника архитектуры XIX в. «Владимирский собор в Херсонесе». Симфе-
рополь, 2001.
14. Иванов Е. С. Херсонес Таврический. Исторический очерк. Севастополь, 1905.
15. Крючков Ю. С. Алексей Самуилович Грейг. М., 1984. С. 1-18.
16. Медведев И. П. Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. С. 93, 259-313.
17. Первые Димитровские чтения (материалы научной конференции 21-24 апреля 1996 г.). СПб., 1996.
18. Покровский Н. Памятники христианской архитектуры. СПб., 1910.
19. Русская художественная культура 2-й пол. XIX в. Л., 1996.
20. Херсонес Таврический. Симферополь, 1972. С. 84.
21. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении кн. Владимира, СПб., 1906.
22. Золотарев М. Херсонесские святыни. Севастополь, 2002. С. 66.
23. Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес // Материалы и исследования по археологии СССР. 1979. № 63. С. 362.
24. Булгаков Ф. И. Наши художники Т. 1. СПб., 1889.
25. Биографический словарь. СПб., 1914.
75
История Петербурга. № 2 (60)/2011
предыдущая страница 74 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн следующая страница 76 История Петербурга №60 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст